Тема разговоров про "Вот это тебе повезло по жизни" vs "Я всего добился сам" порядком сложнее и страшнее, чем кажется изначально. Отдельной строкой здесь идет тема обесценивания чужого труда и усилий: зачастую, даже если тебе реально во многом везет, для успеха при этом все равно надо вкалывать как папа Карло. За успешным отбором на какие-то крутые пробы, например, помимо удачи и совпадения амплуа, таланта и хорошего настроения режиссера, могут стоять сотни и тысячи часов тяжелой работы, который человек проделал, лишь бы повысить этот самый шанс. И вся эта работа осталось за кадром, а люди склонны недооценивать чужие усилия.
Страшно то, что у этой истории есть изнанка, которая заключается в том, насколько огромный пласт жизни в общем-то можно определить как "повезло" или "предопределено внешними причинами". Дилемма между "свободой воли" и "предопределенностью", в первую очередь, аксиоматическая и философская. Не будем углубляться в метафизику и останемся где-то на уровне того, что известно современной психологической науке. Для этого попробуем привести достаточно простую метафору, которая довольно-таки неплохо отражает реальность.
читать дальшеМетафора.
Вы находитесь в небольшой шлюпке с постоянно работающим мотором и парой весел посреди океана.
Свобода воли.
Вы можете решить, куда вам грести, и, собственно, грести ли вообще, и с какой силой. Весла подчиняются вам полностью.
Генетика.
Состояние вашего тела и вашей лодки. Ваши возможности будут сильно отличаться в зависимости от того, насколько вы сильны и здоровы, насколько сильно лодка протекает, насколько часто надо отвлекаться на вычерпывание воды, сколько вы вообще можете грести без перерыва.
Воспитание.
Мотор работает без вашего участия, подчиняясь какой-то прошитой в него на заводе программе. Вы не можете его сломать физически (окей, можете, но с шансом поломаете лодку и потонете вообще); можете пытаться его перепрограммировать (долго и сложно, учитывая, что вы это делаете на _работающем_ моторе); можете пытаться его иногда отключать (есть защита от дурака, постоянно включается обратно); можете пытаться корректировать и компенсировать его работу веслами (эффективность зависит от силы мотора).
Внешние силы.
Это течения, которые существуют в океане. Даже имея мощнейший мотор, отличную быструю лодку, хорошие весла и крепкие мускулы, можно наткнуться на течение, которое вас несет прямо на скалы с такой скоростью, что ничего из вышеописанного списка уже не спасет. Такие течения довольно редки и часто заметно издалека; гораздо чаще встречаются более медленные - но и более устойчивые и менее заметные. Обычно вы можете грести против течения (особенно если вам помогает мотор), но 24/7 это может очень сильно утомлять, а то и вовсе оказаться невозможным.
Знания и представления о мире.
Хорошо, мы выше постулировали, что у вас есть свобода воли решать, в какую сторону грести. А на чем основываются ваши решения? На том, в какой стороне цвет неба вам нравится больше всего? На том, в какой стороне маячит земля (если она вообще маячит)? Если не маячит, то для принятия решения вам нужны знания о том, что находится за наблюдаемым вами горизонтом. И откуда у вас эти знания? От других путешественников? Из книг? Из попыток рассчитать путь по звездам? Откуда вы взяли эти знания и почему считаете, что они верны?
* * *
Еще точнее можно описать этот процесс, если поподробнее раскрыть фактор поворотных точек. В жизни человека, особенно в возрасте ребенка или подростка, часто происходят события - те самые поворотные точки - которые и формируют одновременно вектор движения "мотора" и те самые "знания и представления о мире", причем зачастую неосознанно для самого человека. Отношения с родителями и семьей; первая работа; первая любовь; первое столкновение с несправедливостью и то, как оно разрешится - все это очень сильно влияет на то, каким будет дальнейший вектор пути.
В какой-то степени такие точки работают, как камень, который попадает под колесо и меняет направление движения телеги, заодно потом почему-то подпрыгивая и придавая ей хорошего пинка. В метафоре лодки это было бы что-то вроде реакции AI мотора на то, что вашу лодку хорошенько ободрало об рифы на севере, и поэтому надо пилить в сторону от севера (ну, или наоборот, на юге вода особенно гладкая - значит, нужно активнее двигаться на юг).
* * *
В рамках этой картины становится понятно, к чему тут были слова про "страшную картину". С одной стороны, вроде как свобода воли в ней присутствует; с другой - она ограничена рамками ваших представлений о мире (которые могут быть как верны, так и нет); и ей могут помешать как внутренние (воспитание, личные травмы от поворотных точек), так и внешние причины.
В жизни есть довольно много примеров того, как той самой "свободы воли" оказывается для многих людей недостаточно, чтобы выйти из ситуации, например, созависимых отношений или участия в секте. Бросить курить, казалось бы, проще (это завязано на четкие и вполне материальные физиологические маркеры и физические действия), но даже это удается не всем - а там, где начинаются тонкие психологические материи, критерии повышаются достаточно сильно.
По сути, суметь реализовать свою Истинную Волю, найти желаемый путь независимо ни от внутренних, ни от внешних преград - это, в некотором роде, признак настоящего Мага в высшем его проявлении. Только доступно это, в конечном итоге, оказывается единицам - и о многих из тех, кому не удалось, мы в полном соответствии с принципом Казановы так ничего и не слышим.
Мне тут ещё хочется добавить про ответственность за свою жизнь. Я не раз встречала точку зрения, что человек за всё в своей жизни несёт ответственность, и мне она кажется довольно бредовой, потому человек, если рассматривать его как отдельную личность, не несёт ответственности ни за начальное состояние лодки, ни за течения, ни за воспитание. И по той же причине нет смысла сравнивать людей между собой - что вот этот достиг и молодец, а этот не достиг, а значит, просто лентяй. И всякое в духе - если могут другие, то и ты сможешь.
С точки зрения личности всё это представляется крайне несправедливым - что можно стараться, вкладывать все силы и всё равно не иметь того, что другим достаётся как будто бы почти даром. Просто потому, что лодка изначально досталась дырявая. Но мне кажется, что это только если смотреть с точки зрения отдельной личности. А с точки зрения какого-нибудь мирового разума всё отлично
Любимая тема...любима как мозоль)
Бывает, что везет, но чаще всего несет в потоке. А вот тут уж все качества "пловца": и мобильность, и готовность мгновенно включиться, и рисковать, и ждать. Когда же волной "вынесло" - ощущения будто все внутренности перевернулись, на ногах не держишься. Вот такое везение на гребне волны.