Люди часто привыкли в разговоре, в объяснении своего поведения ссылаться на внешние обстоятельства. "Я не могу завтра никуда пойти, я до восьми застрял на работе". "Нет, на этой неделе ничего не получится - у меня уже забиты все дни вплоть до самого вечера". "У меня на выходных олимпиада, поэтому я в пятницу не могу пойду на уроки - мне надо готовиться".

Это очень удобные формулировки, когда надо придумать хорошую отговорку вовне, для других людей.

читать дальше

@темы: magick

Комментарии
21.02.2019 в 08:54

законопослушный сумасшедший
Проблема в том, что это ложь - или, точнее, достоверная иллюзия, которой хорошо прикрываться перед людьми, которые сами в нее верят. — почему ложь? Это озвучивание приоритетов, которые каждый выставляет сам для себя. Человек не может пойти куда-то завтра, потому что для него важнее задержаться на работе. Человек готов пропустить уроки, потому что участие и победа в олимпиаде для него важнее. Где же тут ложь? Или вся суть в формулировках? Тогда, на мой взгляд, это похоже на цепляние к словам, потому что есть определённые устоявшиеся обороты, коды, если хотите, которые всем понятны и не требуют дополнительных пояснений.
21.02.2019 в 09:52

lanast, начну с того, что зацеплюсь (хе-хе) за словосочетание "всем понятны". Не существует таких оборотов и кодов, которые были бы понятны всем. Как максимум, есть устоявшиеся внутри определенной прослойки/субкультуры, отдельного социального класса - но даже там с некоторыми оговорками. Чем сильнее у двух людей отличается прошлое, опыт, среда, в которой они росли, и стиль мышления - тем более сильно у них будет отличаться базовое понимание устоявшихся оборотов и кодов.

Формулировки, в свою очередь, тесно связаны со стилем мышления. У каждой формулировки есть как некоторое усредненное смысловое словарное значение, так и личная семантика, которая для каждого человека уже будет своя (хотя и нередко очень схожая для людей близкой социальной группы). И эта самая формулировка задает стандартный образ мышления (то, как мышление связано с речью, предмет отдельной громадной по размеру телеги). Конкретный человек при этом может говорить, что "я не могу сегодня никуда пойти", четко осознавая при этом, что в его личной семантике это равно "я могу, но в своих приоритетах выбираю другой вариант", но отнюдь не все люди, которые такой формулировкой пользуются, видят в ней подобный смысл.

О том, как формулировка влияет на процесс принятия решения и восприятия реальности, можно писать отдельные книги (и некоторые уже написаны, и отнюдь не в рамках эзотерики). Существует термин framing effects, по сути, описывающий явление, когда один и тот же факт, поданный в разной формулировке, приводит к тому, что люди принимают принципиально разные решения. Люди очень сильно зависимы от контекста - намного больше, чем мы привыкли думать автоматически.

Почему я со спокойной душой в своем тексте цепляюсь к словам и рассуждаю о том, что одни формулировки лучше (хотя корректнее было бы сказать "корректнее", хех) других? В первую очередь потому, что, на самом деле, как хотите - так и формулируйте, если в вашей семантике разницы нет - ну и хорошо, если вы и так прекрасно умеете замечать момент принятия вами решения и понимаете, где тут ваша личная ответственность - вообще прекрасно, никаких проблем. Проблема возникает у людей, у которых self-awareness не прокачано настолько, чтобы этот самый процесс авторизации решения шел автоматически. Особенно в стрессовых ситуациях или в ситуациях психологических манипуляций: когда кто-то начинает вещать с табуретки, что "ну ты же должен сделать то-то" (выйти замуж, родить детей, сходить в армию, пойти в тот университет, в который тебя хотят поступить родители), многим нужен отдельный шаг для того, чтобы осознать, что в конечном счете никому он ничего не должен, и что итоговое решение находится в его собственных руках.
21.02.2019 в 10:49

У нее были глаза феи, душа матери Терезы, сердце девственницы... и много других, интересных ингредиентов.
по поводу второй части предлагаю рассмотреть так же и точку зрения европейских практиков и теологов, вот например:
"Все годы Твои одновременны и недвижны: они стоят; приходящие не вытесняют идущих, ибо они не проходят; наши годы исполнятся тогда, когда их вовсе не будет. Годы Твои как один день, и день этот наступает не ежедневно, а сегодня, ибо Твой сегодняшний день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Сегодняшний день Твой – это вечность" - блаженный Августин, Исповедь (11, XIII)

Что же касаемо первой части - выбор формулировок зависит от приоритетов, тут соглашусь с предыдущим комментатором. И суть не в том ,что человек не может (действительно не может уйти в 12 с работы, потому что не может остаться без работы и огрести все последствия. Это в подростковом бунте, когда если что родители помогут или можно у друзей перекантоваться, кажется "подумаешь!" а взрослому ответственному человеку уже по другому приоритетность приходится расставлять) Проблема, как по мне скорее не в том, что формулируют, а в том, что - а) оправдываются (это избыточный процесс порождённый схемами вежливости) б) не осознают.
Но даже осознавая говорить "я не считаю нужным уходить с работы до окончания рабочего дня, потому что не хочу сталкиваться с последствиями вплоть до возможного увольнения" ... это излишне, ибо пункт А - оправдания. Просто "нет/не могу" достаточно. Так что вопрос не формулировок, но осознанности - ИМХО))

По третьей части могу сказать только одно - точка баланса и равновесия у каждого индивидуальна. Иначе бы все эти идиотские схемы "как стать счастливым за 20 минут в день" работали бы у всех, а психологи не зародились бы даже как вид.
21.02.2019 в 11:04

законопослушный сумасшедший
Alex le Sang, спасибо.
21.02.2019 в 15:30

Омела травница, я соглашусь с тем, что сама по себе формулировка не является проблемой - просто потому, что формулировка является инструментом, а сам по себе инструмент не хорош и не плох, он просто инструмент. Все действительно сводится на осознанности, но фокус в том, что от формулировки иногда зависит, насколько легко или сложно, затратно по ресурсам или, наоборот, удобно человеку включать осознанность в этой конкретной ситуации. В одной из моих профессиональных областей есть хороший пример: если математическая задача сформулирована грамотно, ее правильно поймет намного больше учеников, чем если она сформулирована плохо. В последнем случае все равно есть прошаренные учащиеся, которые поймут, как думал автор (точно так же как есть люди, которые осознанно отнесутся к своему решению независимо от того, в каких формулировках они о нем рассуждают), но количество людей, корректно обработавших задачу, будет ниже.

Слово вообще в этом плане очень мощный и неоднозначный инструмент. С одной стороны, избыточная вера в то, что слова, мол, меняют реальность, ведет к превращению в фрика, избегающего говорить "Спасибо" из-за того, что это, мол, "Спаси Бог", и с горящими глазами ищущего в НЛП легендарное магическое средство моментально клеить любую встреченную женщину. С другой стороны, человеческое мышление намного более контекстно, чем мы привыкли считать (и это, как я уже говорил, стоит отдельного поста), и когда из-за смены формулировки резко меняется контекст ситуации - иногда из-за этого резко меняется и принимаемое решение.

lanast, вам спасибо, что читаете.).
22.02.2019 в 03:11

Alex le Sang,

По первому пункту.

В таком ракурсе не смотрел. Смотрел в похожем: когда человек говорит, что у него нет времени на какой-нибудь вид деятельности, то для меня это означает, что у него так стоят приоритеты, что этот вид деятельности у него не влезает, т.к. расположено слишком низко. А как только появляется что-то, что важно или интересно -- время сразу находится! И вот тут я стал учиться двум вещам:
а) понимать, что если у человека нет времени на что-то, то его нет не сейчас, а в принципе. Таковы приоритеты.
б) следить, чтобы самому не использовать эту отговорку. Теперь я обычно говорю -- "не хочу".

Что касается сознательности выборов -- у нормальных людей может выборы и сознательные. Я же иногда уже гораздо позже понимаю, что я сделал и почему. И вот выходит, что я действовал автоматически, не задумываясь.

>>этот самый процесс авторизации решения шел автоматически. Особенно в стрессовых ситуациях или в ситуациях психологических манипуляций

А вот тут у меня стоит специальный антилохотронный сторожок. Если от меня кто-то чего-то начинает хотеть ВНЕЗАПНО и СРОЧНО, то у меня сразу начинается торможение и внутреннее сопротивление. Вот тогда я "просыпаюсь" и начинаю соображать -- а что и почему происходит?

По третьему пункту. Очень ценная мысль! Спасибо!
22.02.2019 в 04:14

zHz00, да, это про приоритеты - причем чаще всего про неосознаваемые приоритеты. Я обычно не делаю выводы сразу, потому что чрезвычайные ситуации бывают у всех, как и локальные наплывы дел, но если ситуация повторилась несколько раз - то "раз, два, три, все, тенденция". Значит, у человека действительно так расставлены приоритеты (и возможно, что неосознанно), и чтобы ситуация изменилась - он должен специально потратить на это силы, если он вообще захочет включить мозг.
"Не хочу", кстати, на мой взгляд, очень гармоничный и честный ответ. У каждого может быть право хотеть или не хотеть, и если ситуация без каких-то совсем тяжелых осложнений, социальных обязательств и прочего - то такой ответ еще и никаких дополнительных аргументов не требует.

Что касается сознательности выборов -- у нормальных людей может выборы и сознательные.
Смотря какое определение слова "нормальные" мы берем. Если как статистическую норму вообще по населению, то, на мой взгляд, у большинства людей выборы тоже бессознательные, причем это их вообще не беспокоит.
Я так много над этими вопросами заморачиваюсь, потому что и сам психолог, и в кругу моего общения очень много психологов, психотерапевтов или магов-практиков (не тех, которые "по объявлению снимаю и порчу", а тех, для которых магия скорее путь самосовершенствования и саморазвития), и в этих кругах обычно принято стремиться к осознанности. Но, по-моему, это именно что локальная аберрация, в среднем по населению люди этими вопросами задаются не слишком часто.

А вот тут у меня стоит специальный антилохотронный сторожок.
Да, он именно что антилохотронный.). Как раз буквально только что написал следующий пост ровно про это, еще не успев прочитать ваш комментарий. Но там ровно про это.

По третьему пункту. Очень ценная мысль! Спасибо!
Рад, что пригодилось.).
22.02.2019 в 10:50

У нее были глаза феи, душа матери Терезы, сердце девственницы... и много других, интересных ингредиентов.
Alex le Sang, а как с вашей позиции было бы логично формулировать подобные приоритетные выборы в рамках условной вежливости?
22.02.2019 в 13:30

Омела травница, вообще я изначально думал, что я подчеркнул эту деталь в тексте - но перечитал и заметил, что нет, пропустил. Весь этот разговор про формулировки в моей голове относится исключительно к внутреннему диалогу, т.е. к тому, как мы объясняем и описываем этот процесс себе. Как мы озвучиваем свои приоритеты другим - уже глубоко на нашей личной совести, и зависит и от того, кому "другим", и зачем мы это говорим, и вообще насколько честно мы предпочитаем говорить.

Если все-таки по каким-либо причинам приоритетные выборы честно формулировать вовне - я обычно использую связки "Извини, я в этот конкретный момент не готов делать Х, для меня там локально важнее Y".

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии