Важно:
данная заметка (как и остальные заметки по соответствующему тегу) касается системы имплантов, авторство которой принадлежит Лисе Сойт. Не мне.
В своих заметках я излагаю свое восприятие этой системы, формулирую и структурирую основные (или интересующие меня побочные) моменты системы, но не являюсь ее автором. Для начала заметим, что в центре внимания этой серии заметок не столько сам по себе активный конфликт (иногда он может проявляться, а может и не проявляться вовсе - в зависимости от того, как у каждого конкретного человека складывается его собственный личностный путь), сколько принципиальные идеологические различия в мировоззрении и мировосприятии у двух разных имплантов. У них радикально отличаются мышление, представления о жизненных ценностях, приоритеты и любимые методы решения проблем, они существуют в разных плоскостях друг относительно друга - и местами их точки зрения на одни и те же вопросы могут оказаться полностью противоположными.
Учитывая это, какие разногласия могут быть у Меди и Серебра - двух наиболее понятных нам иномирных, "нечеловеческих" имплантов? Как нередко бывает, природа этих разногласий лежит в самой основе этих двух имплантов, в том, что именно каждый из них хочет и что каждый из них собой представляет.
читать дальшеСеребро всегда стремится к совершенству. Это не стоит путать с примитивным перфекционизмом Железа, сопровождаемом постоянными душевными терзаниями о том, что ты недостаточно хорош, недостаточно способен и вообще какой-то кардинально не такой; скорее, уместно вспомнить легендарную историю с древнегреческими мудрецами и кругами на песке: чем больше ты знаешь, чем больше твой круг на песке, тем больше песчинок нового и неизведанного с ним соприкасается. Чем больше ответов ты узнаешь, чем больше новых вопросов возникает, и Серебро стремится отыскивать ответы на новые вопросы. Серебро представляет собой ультимативную идею движения, вектор, устремленный в бесконечность (к слову, в противовес Золоту, во многом представляющему собой столь же ультимативную идею стазиса и отсутствия движения), и для него жизнь практически невозможна без постоянного совершенствования и развития мастерства в своем личном (да простят меня за этот словесный оборот) "деле сердца".
Медь нихрена ни к чему специально не стремится. Неискушенному взгляду может показаться, что Медь банально недостаточно развита для того, чтобы хотеть что-то за пределами своего любимого круга "подстилка, кормушка, подушка", но на самом деле причина гораздо глубже. У Меди уже все есть. У нее уже есть она сама, и больше ей ничего не надо. Ей не нужно ничему или практически ничему учиться специально, так же, как птицам не надо учить, где именно находится юг. Там, где человек учит список ядовитых и неядовитых растений, животные обходятся интуицией, нюхом, вкусом, рефлекторными реакциями и всем тем, что позволяет ему отличить ядовитое от неядовитого, абсолютно не включая для этого процесс осознания происходящего.
Ровно тот же самый принцип работает у Меди применительно ко всем жизненным навыкам, которые в человеческом мире на порядок сложнее и комплекснее, чем "отличить особо ядовитую траву". Медь способна на чистой интуиции проделать вещи, которые человеку даже и не снились - провести сложные переговоры, станцевать импровизированный танец, приготовить безумно классное блюдо, написать стихотворение или укатать обидчика в асфальт двумя-тремя случайно сказанными словами, и при этом она никогда ни под каким соусом не сможет объяснить, КАК ей это, черт возьми, удалось. По сути, именно это достоинство является одной из первых причин для пробуждения Меди - во многих вещах, в которых человек-Железо в принципе ничего сделать не способен, потому что нет навыка, не было нужного обучения, не было подходящего опыта, Медь просто идет и делает, основываясь на голой интуиции, шестом чувстве и степени взъерошенности шерсти на своем собственном загривке. Получается мощнейшая палочка-выручалочка, вызывающая у самого человека и всех окружающих знаменитое ощущение из анекдота "А чо, так можно было?!".
...и напрочь лишающая мотивации чему-либо учиться. Зачем, если и так все получается?
Многогрешный и многократно охаянный интуитивный подход к работе с Таро, где карты порой толкуются вразрез со своими формальными системными значениями, работает напрямую через Медь. Когда Серебро видит это, оно хватается попеременно за голову, сердце и почки; Медь недоуменно разводит лапами и отвечает, что оно художник, и оно так видит.
Медь не понимает, зачем годами учиться чему-то, что и так получается абсолютно бесплатно.
Серебро не понимает, как можно считать себя хорошим специалистом, если ты не знаешь абсолютно элементарных вещей.
Мир Меди лишен порядка, систем, границ и логических структур. Для Меди нет проблемы сочетания несочетаемого, нет самого понятия дисгармонии, нет никакого "out of ordinary", потому что и самого "ordinary" для него тоже не завезли.
Мир Серебра предельно структурирован, как и мир Железа, только, в отличие от последнего, структуры эти на порядки сложнее, гибче, включают в себя сотни дополнительных "if", "then" и "else". Серебро способно строить свои собственные структуры, в отличие от Железа, способного только копировать структуры стандартизированные; но внутри этой структуры все равно всегда будет существовать какая-то внутренняя логика, даже если стороннему человеку эта логика кажется откровенно шизофренической. Например, вспомним такую вещь, как средневековую геральдику: каждый цвет, каждая деталь рыцарского герба, каждый символ имел свою конкретную смысловую нагрузку, которая была понятна любому человеку, знающему этот особый язык, и непонятна всем людям со стороны. У любого Серебра всегда есть свой язык, которому оно при необходимости и желании способно научить.
У Меди нет никакого языка, рецептуры, нет никакой логики составления герба, отличной от "это отражает меня" и "мне вкусно". Даже в споре Медь способна буквально за доли секунды опознать, что тот или иной тезис ей "невкусен", "невалиден", "не подходит", но объяснять, что именно в этом тезисе для нее не так, не способна категорически, если не привлекать на помощь другие импланты.
* * *
Отличаются и способы взаимодействия с окружающим миром, и вообще сам смысл этого самого "взаимодействия". С точки зрения Меди, пытаться впихнуть в кого-то другого свою собственную картину мира не просто не нужно, но и попросту бесполезно - мало того, что у каждого человека своя собственная Медная картина мира (принципиально с другими несовместимая), так еще и "какая мне нахрен, разница, что он там сейчас думает?". Мои проблемы - это мои проблемы; его проблемы - это его проблемы; вещать и проповедовать Медь лезет только в том случае, если ситуация наступила ей на очень больной хвост или касается ее (или ее близких, что для нее тождественно с ней самой) напрямую. Из Меди хреновый лидер. Многое зависит, конечно, от того, что именно за Зверь перед нами; кому-то нравится иметь под своей тяжелой лапой собственную стаю, а кто-то любит распускать хвост веером, чтобы все любовались и восторгались, но в первую очередь даже такой Зверь все равно индивидуалист, даже если это индивидуалист-харизматик. Он прежде всего хочет жить хорошо, дальше уже начинаются различные "А для этого надо, чтобы". Иногда, если надо, Медь даже действительно поднимется и это сделает. Если будет в настроении.
Для Серебра возможность и умение транслировать свою волну во внешний мир - неотъемлемая часть его собственного существования, поэтому люди с раскрытым Серебром неизбежно занимаются той или иной формой преподавания, организации общественных движений, воплощения своего собственного внутреннего идеала в окружающую его материальную реальность. Серебро не может не быть лидером внутри "своей стихии" и "своего дела" - в конце концов, это та область, где оно подлинный мастер, где у него дело делается буквально само по себе, и - в отличие от Меди - оно не просто умеет его делать, оно умеет говорить о нем, анализировать, разложить на составляющие, донести до другого человека и разжевать на самом доступном уровне.
Медь живет по принципу "хочу, чтобы мне было хорошо", "вштырило - пошел сделал, не штырит - не пойду никуда, у меня уютный коврик и есть еще мясо в миске". Долги перед кем-то и чем-то Медь колышут, как правило, мало, хотя и бывают исключения.
Серебро живет по принципу "у меня есть дело перед миром, и я его воплощаю". Собственные желания и эмоции Серебро колышут, как правило, мало, хотя и бывают исключения.
И это нас приводит к разговору о желании и долге.
* * *
Как это ни смешно, проще всего объяснить эту разницу на примере различных модальных глаголов английского языка.
Для Серебра есть небольшой, достаточно узкий список того, что оно "must", и есть не менее узкий список того, что оно "must not". Это личные табу, личные запреты, личные правила, нарушение которых приводит не к мести со стороны кровных родственников или уголовного кодекса, а к серьезному внутреннему коллапсу.
Для Меди если какой-то глагол в этом ключе и работает, то глагол "ought to". Наиболее близкий его аналог на русском выглядит как "ну надо бы", с оттенком типичного русского "Надо бы перебрать на досуге крышу дачи", сопровождаемого извечным "ну как-нибудь". Медь способна распознавать вот это вот "надо бы", но относится к нему с некоторой долей лени и пофигистичного махания хвостом: пока не будет эмоциональной привязки, никуда этот комок шерсти с места не сдвинется даже близко. Даже если, казалось бы, ну правда надо. Совсем уже крыша прохудилась.
Это объясняет, почему в тех редких случаях, когда стремление Серебра и желания Меди сталкиваются лоб в лоб, чаще всего побеждает Серебро: если для Меди пойти против себя означает "не хочу!", то для Серебра это категория уровня "не могу". Второе в данном случае почти неизбежно доминирует над первым.
* * *
Если вообще выводить из всей этой пространной телеги текста какую-то мораль, то разве что ту, что и Медь, и Серебро в силу кардинальных различий своей природы играют в общей структуре системы свои собственные и незаменимые роли. Медь не может того, что может Серебро; Серебро не может того, чего может Медь. Их противоречия и различия скорее подчеркивают их взаимную необходимость друг для друга, а полярные точки зрения позволяют смотреть на мир с разных сторон, получая тем самым намного более полную и многомерную картину. Как я часто в таких случаях говорю - "зато интересно жить".
И хочется, и не можется.