Буддистскую мысль о том, что все есть иллюзия, майя, конечно, можно трактовать как "по сравнению с воплощенной Волей и твоим истинным Путем все земное суть просто иллюзия", но эта трактовка все-таки сильно про-Западная. Именно для западной философии во многом свойственен вот этот вот вектор импланта Серебра - Деяния, Воли, Движения, Стремления - который в высшем своем проявлении возникает не ради твоих личных материальных целей, а во имя чего-то намного более высокого, чем ты есть.

В буддизме же, как и во многих восточных течениях, наружу торчат очень характерные уши Золота. Все эти идеи о том, что все Едино, но все Пустота; что противоположности сливаются и несут в себе зачаток друг друга, что все вокруг нас на самом деле не имеет никакого значения - они находятся еще на шаг дальше, еще древнее, еще хтоничнее, еще инороднее, чем даже такое вот странное и неуместное в обычной человеческой жизни Серебро.

Если Серебро, упрощенно говоря, в какой-то степени ведет к отказу от своего "я" во имя чего-то большего, чтобы быть проводником Его в окружающий мир - то Золото, доведенное до похожего абсурда, это отказ от своего "я" ради Пустоты, которая есть Все. Между разными ликами воплощенного бытия нет никакой разницы, оно Едино, оно вечно, и там, где Серебро живет воплощением своей морали, Золото не видит разницы между их оттенками, между голодной смертью и жизнью в роскоши, между справедливостью и ошибками, между пороком и добродетелью. Это Ничто, в котором есть Все, это змея, кусающая себя за хвост, и это настолько далекое и чуждое этому миру transcendence, что у нормального человека, особенно человека западной культуры, от одной мысли об этом инородном сознании волосы на голове встают дыбом.

Уместно вспомнить, что в христианстве фигура Бога-Сына практически идеально, по своей мифопоэтике, чистое Серебро. Сложно вообразить себе градус большего самопожертвования и притом большего свершения, тех коренных переломов в судьбе мира, которые стали следствием Его действий в Новом Завете. При этом в христианстве есть и Золотые мотивы (как и в любой сложной религии, там вообще много всего), например, в виде Бога-Отца, но фокус внимания во многом остается на Сыне.

Про буддизм же даже в Википедии (так себе источник, но направление указывает, пожалуй,корректно) есть интересная цитата одного из ученых: «Все учения, даже Четыре благородные истины, — ложь, свидетельство нашего неведения. Теории скрывают от нас невыразимый свет Единого и являются всего лишь условными истинами, — в том смысле, что они соответствуют раз­личным уровням духовного опыта людей» (источник).

В этом прочтении становится понятнее, что иллюзорность бытия в буддизме - в определенном прочтении - даже не в том, чтобы следовать Пути. Путь - такая же иллюзия, как и отсутствие пути. Деяние - ложь, поскольку все есть иллюзия, но и недеяние тоже ложь, поскольку является отражением деяния, и является ровно той же иллюзией, от которой бежит отказывающийся от деяния, на чем замыкается круг, и змея снова кусает себя за хвост.

Кажется, что выхода нет, хотя он есть, но его нет (да, снова возникает кусающая себя за хвост змея, единая в своих противоположностях). Про тот же дзэн недаром говорят, что это дверь без двери: кто его уже постиг, тому не нужны объяснения, а кто нет - тому никакие объяснения не помогут, сколько не старайся. В том, собственно, и сущность Золота.

@темы: импланты

Комментарии
22.06.2020 в 05:17

Я танцую не один, я танцую с Луной
занимательная трактовка, но несколько не поняла про недеяние/деяние, которые суть термины даосизма, хотя он и срастался с буддизмом долгое время, но недеяние причисляют к его отличительным признакам от буддизма
идея Майи в буддизме только с века 1 и вторична, тогда как его краеугольный камень - это Четыре Благородные истины (последняя - есть метод спасения, Восьмеричный путь) и Восьмеричный путь (указание к действию), кроме того, все буддийские практики проникнуты духом деяния: раз тебе повезло родиться человеком - действуй, мудрость (как знание) должна соединяться с методом (деланием)
что же касается цитаты, то она, как мне кажется относится к целому комплексу буддийских отрицаний, особому способу разрушения концепций, т.к. к концепциям тоже можно испытать привязанность + движение к пустоте у махаянистов не означает прекращения движения к Нирване, прекращения умственной практики, и они все равно стремятся к идеалу бодхисаттвы, активного спасителя всех живых существ
22.06.2020 в 09:24

Souma,
недеяние/деяние, которые суть термины даосизма, хотя он и срастался с буддизмом долгое время, но недеяние причисляют к его отличительным признакам от буддизма
Здесь, конечно, сказалось то, что я говорил в первую очередь о буддизме не в узком религиоведческом смысле, а в несколько более широком, в плане его современных граней в культуре. Справедливости ради, тот же дзэн, который я сам искренне люблю, во многом не совсем традиционный буддизм, а скорее некоторая более-менее современная прозападная обработка некоторого ответвления от буддизма, где еще вдобавок сквозит издевка над буддистской классикой, привнесенная то ли из исходного ответвления, то ли из обработки, то ли из них вместе. Буддизм вообще очень многое впитал в себя за свою историю, разветвившись так, что внутри него можно найти противоречащие друг другу направления и школы - это, в итоге, делает порядком бессмысленными какие-то обобщения о "буддизме вообще", если не прибегать к референсам из истории.

идея Майи в буддизме только с века 1 и вторична, тогда как его краеугольный камень - это Четыре Благородные истины
Акцент моих рассуждений был скорее на том, что эти идеи там наличествуют и процветают (и относятся к области Золота, придавая, наряду с некоторыми другими идеями, буддизму в целом более Золотой оттенок), чем то, что кроме них там ничего больше нет или что они там однозначно ведущие (последнее и вовсе будет больше зависеть от конкретной ветви и школы, от того, что мы причисляем к буддизму, а что отделяем от него). Как и любая сложная религия, буддизм содержит нотки и Золота (освобождения), и Серебра (деяния, несмотря на освобождение, что само по себе логический парадокс), и Железа, которым в значительной мере является Восьмеричный Путь.

что же касается цитаты, то она, как мне кажется относится к целому комплексу буддийских отрицаний, особому способу разрушения концепций, т.к. к концепциям тоже можно испытать привязанность + движение к пустоте у махаянистов не означает прекращения движения к Нирване
Здесь есть отдельный интересный момент, связанный с тем, может ли вообще на бытийном плане и в человеческом теле функционировать чистое (или близкое к тому) Золото. Возможно, что, по крайней мере, на массовом уровне доля деяния вмешана в эти подходы просто потому, что без него существовать если и можно - то за пределами человеческого бытия, а бытийная реальность так или иначе требует деяния. Но это уже, буквально, отдельная трава, которую можно часами курить за долгими философскими разговорами за чашкой чая.
24.06.2020 в 07:04

Я танцую не один, я танцую с Луной
Alex le Sang, большое спасибо за комментарии, интересно
да, "буддизма вообще" не бывает, чем больше копаешься в школах, тем сильнее понимаешь это (и тонешь, тонешь)

мне любопытно, как бы вы рассмотрели в концепции имплантов идею бодхисаттвы, т.к, хотя это и освободившийся, достигший Нирваны, но в то же время дающий неисполнимый обет вечного деяния, чтобы привести других к той же цели

любопытно подумать об этом с позиции буддийского искусства, в котором много золота и почти нет серебра, хотя само по себе буддийское искусство - это парадокс, приближение его к мирскому и роскоши, за исключением изображений, используемых для практики

может ли вообще на бытийном плане и в человеческом теле функционировать чистое (или близкое к тому) Золото
в голову пришла мысль о разделении трех тел Будды и вариациях сюжета, когда ученики или цари-слушатели Будды Шакьямуни не желали с ним разлучаться, а желали в некотором роде Будду в теле, а он показывал, что его тело заменит община или учение

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии