Временами в окружающем медиа-пространстве всплывает тема о том, что правильный способ мышления, поведение и определенная работа над собой может помочь избежать попадания в неприятные ситуации. Весь этот разговор о том, что жертва самавиновата/несамавиновата, что "аура жертвы" есть / ее нет, что травматическую ситуацию нужно использовать для личностного роста (или, наоборот, человеку в ней нужна помощь и сочувствие, а не бред сивого Ктулху про личностный рост) - на самом деле, очень и очень мутный. Как и в любой уважающей себе мутной теме, там в одной и той же реплике обычно процентов 70 правды, процентов 20 догадок и процентов 10 откровенного идиотизма, и отсеять одно от второго и третьего, не обладая навыками Золушки из сказки, обычно становится критически невозможно. Совсем тяжело становится, когда речь заходит о магии в буквальном смысле слова - поскольку, в представлениях большинства людей (и в полном соответствии с термином "магическое мышление" ), магия может влиять на все эти события через невидимую причинно-следственную связь.
Постараюсь сформулировать некоторое количество тонких моментов этой темы. Исходить будем из того, что я, с одной стороны, мистик-практик; с другой стороны - психолог, который еще не до конца пропил остатки своих профессиональных знаний. С третьей стороны, кажется, и вовсе рептилоид с планеты Нибиру, учитывая, какую редкостную шизофазию по этим темам часто несут что мистики, что психологи, но это уже отдельная тема, не будем об этом сейчас.
Верно, что у практика меньше вероятности вляпаться в неприятные ему события, если он сам специально их не ищет.
Начнем с того, что та самая "аура жертвы", может, и не аура сама по себе, но как комплексное понятие действительно существует в природе. Такие "хищники", как цыганки на рынке, мошенники с уникальными пылесосами (хотя в результате сосет в основном лох-клиент), сектанты-вербовщики обычно предпочтут выбрать себе в качестве жертвы человека, находящегося не в ресурсе. Дело даже не в том, что мужик-извращенец предпочтет приставать к хрупкой фиалке, а не к культуристке, выжимающей 50-килограммовую штангу десять раз; иная культуристка может оказаться неспособной дать отпор, а фиалка, наоборот, порой способна надеть на голову ближайшую урну, да еще и попрыгать сверху.
Нет, конечно, такой слой тоже есть; некоторые внешние атрибуты человека тоже могут быть ключами к тому, какой он и как именно относится к окружающему миру. Собственно, если вы в три часа ночи, в мини-юбке, идете бухая в стельку по гопницкому району, тут уже вам поможет только эвтаназия, особенно если вы вообще мужик, и кроме мини-юбки на вас больше ничего нет.
Но в первую очередь здесь речь идет о внутреннем состоянии. Если у вас все плохо, вы в депрессии, на работе завал, дома кошмар, с друзьями разлад - вы моментально попадаете в целевую аудиторию любого "хищника", подбирающего себе ослабленную жертву. Кроме того, помимо общего ресурсного дефицита, риск увеличивают определенные mindset'ы вроде "я_слабая_каждый_мужчина_меня_если_что_того" - люди чувствуют такие настройки на бессознательном уровне, и если нормальный мужчина будет на вас смотреть с сочувствием или повертит пальцем у виска, то кого-то не вполне нормального они могут (ключевое слово "могут" ) натолкнуть на определенные нехорошие мысли.
У практика же, во-первых, в среднем меньше вероятность оказаться в ресурсной яме - все-таки определенная установка на занятие Ремеслом заставляет держать себя в тонусе; во-вторых, обычно меньше таких откровенно напяленных на грудь табличек "пни меня"; в-третьих, если практики уже вышли из возраста распития "Жигулевского" под березкой в лесопарке под хоровое песнопение "Короля и Шута", они обычно уже умеют корректировать свое поведение и не делают откровенно идиотские и суицидальные поступки.
Верно, что у практика больше вероятность успешно разрулить потенциально неприятную ситуацию, как и больше шансов справиться с последствиями, включая интеграцию и проработку травматического опыта.
По сути, здесь мы уже говорим не столько о практике, сколько о личностной зрелости, которая позволяет уметь и мочь в достаточно большое количество знаний, умений и навыков. Они могут включать в себя как умение договариваться с людьми, так и что-то совсем неожиданно, вроде игры за гранью правил, а то и манипуляции непосредственно магической природы.
Здесь стоит сказать, что навык "вылезания из проблемных ситуаций" распространяется за пределы простых столкновений с сексуальными домогательствами в транспорте или гопниками в темном переулке. Больше того, именно в таких, экстремально-краткосрочных ситуациях такой навык обычно задействовать сложнее, чем в будничных и протяженных во времени; и если в краткосрочных практик еще может как-то не успеть среагировать, то уж в протяженных-то ему реагировать завещал сам Лосось, одним плавником указывая путь, а другим запихивая в пасть попкорн из большого-большого ведерка.
Временной промежуток между "появилось ощущение, что что-то не так" до "срочно принимаем определенные действия" у практиков в среднем сокращен из-за поставленного жизнью навыка менять свою жизнь в соответствии со своими стремлениями.
Что касается проработки травматического опыта, здесь тоже стоит уточнить, что никакой практик не железный, и какие-нибудь там лагеря-сибирь-пытки-лесоповал неизбежно доломают почти что кого угодно, кроме совсем уж умалишенных и не пробиваемых. Скорее, корректнее будет сказать, что у практиков есть определенные страховочные механизмы, которые достаточно слабо развиты у среднего нормального человека. Это и поставленный навык трансформировать в урок различный жизненный опыт, если для оной трансформации достаточно ресурса, и привычка активно и деятельностно искать выходы и восстанавливать контроль над жизнью, даже если все беспросветно и кажется, что выхода нет, фонарь погас, завяли помидоры. Ничего из этого не является панацеей, но это несколько увеличивает шансы на выживание.
При всем при этом всегда есть вероятность наткнуться на какого-нибудь идиота.
Все вышеописанное действительно снижает шанс напороться на неприятности, но не может гарантированно уберечь от случайных идиотов. Даже на абсолютно безопасном маршруте, в освещенном парке, в метре от полицейского участка вы всегда имеете некоторый шанс наткнуться на вусмерть пьяного бугая, которому именно сегодня приспичило пойти прогуляться и на ком-нибудь сорвать злость от того, что жена ему изменила с каким-нибудь другим бугаем. И дальше будь вы хоть мастером переговорного жанра, но если вы не КМС по борьбе или бегу, следующая остановка вашего трамвая будет в больнице или морге.
Больше того, есть люди, которые точно так же способны преобразовывать окружающую их реальность в нужную им сторону, как и обычные практики, даже если они не называют это словом "магия". Какой-нибудь серийный убийца-маньяк, который хладнокровно планирует месяцами очередное преступление и рассматривает всех окружающих через призму того, могут ли они помочь или помешать ему в этом деле, с точки зрения Ремесла вполне может быть неплохим магом - чья воля легко может оказаться сильнее вашей, даже если на осознанном уровне он не занимается никакой магией ни в какой форме.
Для того, чтобы даже такого человека суметь свернуть с выбранного им пути, нужно быть Мессией в полной мере этого слова. Учитывая, что Маг в высшей октаве как раз Мессия, часто очень велик соблазн себя именно таковым и считать; хотите - не буду отговаривать; но если кто в результате окажется на соседней койке с Наполеонами и Кутузовыми, попрошу не удивляться и не писать разгневанные письма.
Кроме того, все вышеизложенное в принципе нельзя использовать как аргументы в разговоре про обычных жертв насилия.
Если человеку для того, чтобы справиться с ситуацией, нужна сторонняя помощь, это априори говорит, что он сам с ней уже не справился, причем неважно, практик он там или нет. Душеспасительные разговоры о том, что любой опыт является жизненным уроком, пригодятся сильно позже, когда человек встанет на ноги, наберется ресурса и залечит первичные повреждения структуры личности.
Даже в том случае, когда действительно в той или иной степени "самадуравиновата", разговор об этом должен происходить только с тем, кто а) способен его услышать, б) имеет ресурс на анализ ситуации, выводы и воплощение в жизнь результатов этого анализа.
Во время переживания травматической ситуации - а это происходит не только во время самой ситуации, но и какое-то время после, пока психика с ней не справится до какой-то разумной степени - у человека на это нет ни сил, ни возможностей, ни ресурса. Ему нужна помощь и поддержка, а не проповеди о том, как именно он повел себя не так и что отсюда он должен извлечь как сложный жизненный урок.
Это даже для практиков-то валидно, потому что, несмотря на все защитные механизмы и дополнительные возможности, мы как-то все равно вполне смертные люди, и количество сил, ресурса, навыков и умений, как и устойчивости психики, все равно предельно конечно. В случае с обычными людьми, не отягощенными склонностью к постоянной рефлексии и не имеющими некоторых специально поставленных навыков, этот момент становится и вовсе критическим донельзя. Пенять какой-нибудь девочке лет семнадцати, что у нее нет нужных навыков осознанности и умения анализировать ситуацию - это примерно как читать коту лекции о том, что он не должен ссать вам в тапки. С той разницей, что у девочки еще есть шанс со временем, если у нее для этого будет ресурс, возможности и желание, выстроить в себе нужные навыки, а эта меховая сволочь уже не научится ничему и никогда. Но "шанс со временем" никак не влияет на ситуацию "здесь и сейчас", в которой этой девочке нужна будет помощь и поддержка, и любые разговоры про жизненные уроки пойдут на несколько тактов позже.
And now for something completely different...
В качестве бонуса стоит упомянуть о том моменте, что с некоторой точки зрения у практиков шанс влипнуть в различные потенциально неприятные ситуации иногда может быть даже выше, чем у нормального человека. Иногда наша нить жизни и выбранный путь напрямую заводит в такие ситуации. Иногда в них нас приводят наши боги, особенно если эти божества не отвечают исключительно за собирание цветочков на летних лужайках в солнечный полдень. Отличие в том, что такие вещи с нами происходят если и не с полным знанием деталей, то чаще всего все-таки с предварительным согласием на выбранный путь и вектор направления.
Вообще говоря, тема такого Пути, который приводит к осознанному проживанию отдельных аспектов Тени, требует отдельного разговора. К таким вещам в своей практике приходят в одном из двух случаев. Или тогда, когда достаточно набрано ресурсов, построено внутри достаточно механизмов, что с Тенью можно столкнуться и не сломаться; или тогда, когда другого выхода просто нет, и внутренние искаженные психические механизмы требуют путешествия через самые "темные" слои, чтобы затем добиться внутренней целостности. Так или иначе, это добавляет красок жизни и намекает на то, что иногда, возможно, в практики лезть и не стоит - тогда вы лишитесь способности влиять на многое в своей жизни, но не получите на шею и многих проблем. А где тут остановиться и останавливаться ли вообще - каждому решать самому.
Поэтому, опять же, это на определенном этапе для человека становится важной задачей, но отнюдь не все люди находятся на этом этапе (и не всегда про него актуально проповедовать кому-то на стороне, даже если сам этим пользуешься в той или иной мере). А так да, мысль важная.
Если на активную деятельность нет сил, а организм тянет лежать на диване - это четкий признак low energy и как раз-таки того самого дефицита ресурса. А что касается "что делать" - как и с любым балансом бюджета. Сокращать траты, повышать доходы. Одно и/или другое.
А как такое работает? В чем проявляется более сильная воля?