понедельник, 17 декабря 2018
Чем дольше читаешь дедушку Кроули, тем больше осознаешь и его гениальность, и почему при всей этой гениальности он как был популярен в очень узких кругах, так оным, скорее всего, в обозримом будущем и останется. Гениальность его граничит с безумием; если говорить в терминах Таро, то Кроули щедрой рукой черпал свои идеи из хаотической энергии Дурака, который находится вне пределов стандартной логики и обычных концепций мышления. Его поэзия, с одной стороны, переполнена мистическими образами и эзотерической символикой, и, с другой стороны, касается тем, которые для обычного человека находятся немного "за гранью", по ту сторону возможного, доступного и привычного. И местами, честно признать, его поэзия практически гениальна (а местами - полна самолюбования, но что поделать, кто не без греха).
читать дальшеОсновная проблема в том, что, например, до перехода через Бездну большинству людей за свою жизнь так и не добраться. Да что там "большинству людей": большинству практиков, которые солидную часть жизни отводят под личную магическую работу, для этого нужны десятилетия, и не факт, что этих десятилетий вообще хватит. Для того, чтобы отказаться от своей совершенной личности, принося ее в жертву при переходе через Бездну, сначала надо эту самую личность построить до конца. Не будем здесь углубляться в подробности каббалистического символизма Туза Мечей, но вообще познающий Разум (как инструмент) - именно то, чем практик пользуется для того, чтобы до этой самой Бездны допилить, и потом оставить на нижнем берегу. Но, опять же, чтобы его можно было оставить - сначала его надо освоить.
Многие психотерапевтические школы сходятся на том, что процесс психотерапии может идти очень долго, потенциально - всю жизнь. При этом, по сути, одна из основных задач психотерапии (если посмотреть с магической точки зрения) будет связана с достижением Тиферет: это обретение целостности, возвращение себя себе, интеграция в себя как логического, так и эмоционального начала. В юнгианской психологии, в рассуждениях про архетипы можно найти много параллелей с движением по каббалистическому Древу Жизни, и очень много этой работы идет именно на "нижних этажах" Древа, по дороге к Тиферет. Если ты в Тиферет, ты, по идее, уже не должен страдать от непрожитых обид на своих родителей. Если ты все еще страдаешь, то личностной целостности пока достичь не удалось.
Какой уж там "Город Пирамид" и путешествие через Бездну, если многие (myself included) годами блуждают где-то в треугольнике Йесод-Ход-Нецах? Фокус внимания Кроули нередко оказывается на высших переходах, которые может совершить соискатель, хотя в реальной практике гораздо более частой проблемой оказываются переходы намного более низких этажей. Понятно, что ему было не особо интересно о них писать, но, судя по текущему полю практиков, рекомендации-то им (нам) не помешали бы.
Что интересно, сам Кроули практически прямым текстом (насколько у него вообще есть понятие "прямого текста") писал, что нельзя разделять "науку" и "магию". Методы научного познания, критическое мышление, способность при необходимости опираться на вполне научные механизмы - это базовый инструментарий для любого хорошего мага. Без критического мышления, т.е. без развитого Меча, невозможно отделить хорошие/работающие практики от плохих/неработающих, эффективные от неэффективных, самообман от реальности. Больше того, самообман тоже может быть эффективным инструментом в руках человека (вспомним хотя бы про плацебо-эффект), но бывает конструктивный самообман, а бывают попытки убедить себя, что иконка на стекле при вождении заменяет ремень безопасности. За такие идеи любой последователь Кроули, боюсь, рисковал бы получить рукоятью Меча по голове.
По сути, отказываясь от Меча - от систематизации, критического мышления, от навыка фильтрации контента - практик падает обратно в Йесод, и дальше долго блуждает там среди сказочных равнин, не в состоянии вычленить, что именно из его способов и методов работает, а что нет. Что из его предсказаний срабатывает, а что только кажется, что срабатывает. Твой разум - одновременно и враг, и инструмент; знай своего врага, но умей пользоваться своими инструментами, и тогда ты доберешься до Храма Солнца.
Подстава, с которой сталкиваются завзятые рационалисты (в какой-то степени то ли застрявшие в Ход, то ли построившие там храм Меркурию, параллельно попутав берега) связана с тем, что Меч все-таки ограничен как инструмент. У него есть пределы своей применимости, равно как есть пределы применимости у математических моделей, которыми ученые пытаются описать реальность. Там, где эзотерики отказываются от Меча полностью из-за страха, что Меч уничтожит все их мировосприятие, люди рационального склада часто возводят Меч во главу угла, хотя его место, как и любого полезного инструмента, находится на алтаре рядом с другими инструментами.
В этом плане очень познавательно, на самом деле, знакомиться с тем, как выглядит современная теория игр и чем современная экономика (включая поведенческую экономику по Р. Талеру) местами отличается от традиционной. Традиционная строит формальные математические модели, которые выглядят так, словно воплощенный Меч, хмурясь, аккуратно чертит их на миллиметровой бумаге. Поведенческая экономика раз за разом показывает, что человек почему-то работает совсем иначе, и дело не только в человеческой глупости, но и в каких-то более тонких вопросов, лежащих за пределами сферы ответственности Разума, сиречь Меча.
Мораль сей басни такова: коль видишь сыр, сбивай ворону камнем коль хочешь отказаться от Разума, сначала научись думать головой. Очевидная мораль, в общем-то. Дедушка Кроули бы посмеялся, факт.
@темы:
magick