Важно: данная заметка (как и остальные заметки по соответствующему тегу) касается системы имплантов, авторство которой принадлежит Лисе Сойт. Не мне.
В своих заметках я излагаю свое восприятие этой системы, формулирую и структурирую основные (или интересующие меня побочные) моменты системы, но не являюсь ее автором.
Важный момент, с которого следует начать разговор о конфликте (или, скорее, о внутренних противоречиях) Серебра и Железа, заключается в том, что метафорическое расстояние, пропасть различий между Серебром и Железом гораздо больше, чем между Железом и Медью, или даже Медью и Серебром. Представьте, что мы говорим не о частях одной единой личности (и не о взаимодействии частей одного целого), а об общении двух персонажей одной отдельно взятой сказки. Взамодействие Железо/Медь находит свое воплощение в историях о крестьянском сыне, который получил в наследство Сивку-Бурку, Вещего Каурку. В сказках о лешем, который водит кругами по лесу нехороших людей; в мифе о Русалочке, в приключениях Геракла (и то - вспомним, в какой степени эти приключения оказывались разрушительными для обычных людей, не являющихся эпическими героями или потомками богов). В тех же самых древнегреческих мифах просто-таки предельно иллюстративно изображены истории из жизни пары Серебра/Меди - все эти бесчисленные легенды о героях-полубогах и хтонических чудовищах (Медь) и, собственно, самих богов (Серебро).
читать дальшеИ на этом фоне становится понятно, что конфликт - в буквальном понимании этого слова - между Серебром и Железом практически невозможен. Вспомните момент из фильма "Гнев Титанов" (Clash of Titans), где это показано в полной мере: перед лицом Аида, одного из богов, люди ничем не отличаются от песчинок на пляже, муравьев под ногами, кораллов на морском дне. Если внутри одного человека насмерть сойдутся Серебро и Железо, этот хомячок уже не просто не будет прежним - его банально разорвет на части, и весьма вероятно, что не метафорически, а абсолютно буквально. Серебро находится в иной весовой категории, это частица божества, и перед ней человек устоять не может в принципе. Он может либо подчиниться, либо закрыть, загасить напрочь в себе этот канал связи с божественным, но если Серебро открыто и работает - Железо физически неспособно с ним поспорить. Во всяком случае, поспорить успешно.
Это значит, что само слово "конфликт" применительно к паре Серебро/Железо имеет совсем другой оттенок, чем у пар, стоящих на соседних ступеньках системы имплантов. Скорее, оно описывает кардинально различающиеся взгляды на одни и те же явления, которые при этом редко приводят к прямому столкновению; и, в случае, если это столкновение происходит, мы можем говорить о тех или иных последствиях этого столкновения для самого Железа.
И первое же принципиальное различие напрямую следует из их взаимодействия с миром и с теми системами, в которые они включены. Железо - это винтик в часовом механизме Мироздания. Шестеренка в механизмах социальных систем. Положение Железа хорошо описывается положением рядового солдата в регулярной армии - его обязанность заключается в том, чтобы действовать по правилам и - ни в коем случае! - не проявлять собственной инициативы в изменении правил, в действиях не по правилам, и нужно слушаться правил и приказов, которые отдают те, кто имеет на это право. Идеальная жизнь Железа - это жизнь, в которой не нужно ничего менять, потому что все работает, как часы, и оно работает одной из шестеренок этих часов, четко, размеренно, зная свое место и свое дело.

Естественно, Вселенная, представляющая собой единый механизм, при этом состоит из взаимосвязанных подсистем, механизмов "поменьше рангом", имеющих конкретную цель и внутреннюю целостность. И представьте, что такой механизм обладает самосознанием и стремится к воплощению собственной личной - насколько здесь вообще уместно слово "личное" - цели. Это и есть Серебро. Оно чувствует себя не шестеренкой в механизме - оно чувствует себя самим механизмом, и оно способно менять себя и других, и даже влиять на правила игры - все для того, чтобы все шестеренки внутри механизма крутились в согласии с Целью, и была выполнена его собственная божественная сущность.
В чисто социальном плане при этом Железо может занимать место как рядового, так и генерала; как подчиненного, так и начальника. И Серебро, и Железо могут занимать "начальственное кресло", и оба этих импланта склонны работать внутри систем и по правилам систем. Разница в том, что если Железу не нравятся царящие в этой системе правила, ему остается только утереться и смириться. Ты можешь быть главой корпорации; ты можешь быть королем огромной страны - но даже у тебя есть правила, которые нужно соблюдать, и твоя воля ограничена этими правилами.
Серебро не ограничено никакими правилами, кроме своих собственных, и если оно живет внутри невалидной системы - оно начинает автоматически перестраивать эту систему. Серебро не хочет жить вне пространства законов, как хочет Медь; оно считает, что законы необходимы - но если законы не работают или работают неправильно, их нужно менять. Законы должны быть валидны. Законы должны работать.
Это приводит нас к известной максиме "Если ты чего-то не делаешь, значит, ты этого на самом деле не хочешь". Она идеально работает на уровне Серебра, для которого желание = действие, и абсолютно не работает на уровне Железа, которое ограничено правилами игры. В некотором смысле Серебро едино со своей Волей, а Железо разделено - поэтому у первого мысль с действием сливаются в одно целое, а у второго могут находиться друг от друга на расстоянии многих и мноргих километров.
* * *
В соответствующей вводной статье уже упоминалось, что Железо само по себе представляет достаточно комплексный имплант, имея в себе некоторые структуры, "по образу и подобию" напоминающие Медь, Серебро и Золото. Соответственно, внутри одного отдельно взятого Железа тоже бывают собственные конфликты (по сути, они и представляют собой львиную долю работы для психологов и психотерапевтов стандартного, не замороченного сложным глубинным анализом и мистикой склада). Не стоит путать противоречия между Железом и Серебром с внутриличностным конфликтом Железа. Даже такие сложные и знаменитые проблемы, как "Сделать что-то во Благо Себе или Броситься на Амбразуру Ради Системы?" все равно живут внутри человеческой головы Железа.
Нет, Серебро тоже способно бросаться на амбразуру, но делает это совсем по иной причине, чем делало бы Железо. Дифференцировать можно следующим образом: для Серебра ни один его подобный поступок никогда не воспринимается как "делаемый ради системы", из внешних причин, ради преданности кому-то на стороне, ради своей страны, ради своего народа, и так далее по длинному Железному списку. Мотивация Серебра при таком сложном решении обычно звучит как "Иначе я перестану быть собой" или "я просто не могу поступить иначе, такова моя суть или моя миссия".
Собственно, здесь кроется еще один корень противоречий между Серебром и Железом. Серебро хочет выполнять свою миссию. Железо хочет быть принятым в рамках того социума, в котором живет, и хочет "быть хорошим" по его нормам и правилам. К сожалению, Дело Жизни с точки зрения Серебра отнюдь не всегда совместимо с желаниями Железа, и вот тогда начинается форменный цирк с конями, акробатами, глотателями огня и полным комплектом музыкантов из городской консерватории в качестве музыкального сопровождения. И, в отличие от Меди, с Серебром человек уже не может спорить в принципе: "доктор сказал - в морг, значит, в морг". Жил-был хороший бизнесмен, доходы которого измерялись шестизначными-семизначными цифрами в зависимости от времени года, дальше его протаращило (не самое литературное слово, но хорошо передающее эмоциональную суть процесса) - и все, он резко уходит из бизнеса и занимается, например, обустройством и содержанием приюта-коммуны для бездомных людей, полностью погружаясь в локальные административные вопросы, несмотря на ущерб своей деловой репутации, на недовольную жену, на косые взгляды соседей. Его просто взяло - и увело. No refunds. При этом человек не выпал из социума, не живет под мостом, не сошел с ума - нет, он по абсолютно непонятной окружающим людям причине занялся построением определенной системы, которая должна починить в мире то, что, как считает этот человек, в этом самом мире не в порядке. И у него получается.
* * *
Вообще говоря, у этого безудержного рвения Серебра есть побочный эффект, который достаточно печально сказывается на Железе. Даже тот осколок, та искра, мельчайшая часть божества, которой является Серебро, все равно не рассчитано на человеческое тело. Когда Серебро активно, человек работает, фактически, за пределами своего нормального режима, с напряжением всех своих сил, выдавая 150% эффективности, ощущая себя проводником, по которому идет бешеный поток энергии. Очевидно, что это не может не сказаться на самом проводнике. Если Серебро "погнало коней на полной скорости", оно может работать сутки, двое, трое, без перерывов на сон и еду, и человек при этом будет держаться исключительно на той самой непонятной мистической энергии, которая свойственна состоянию активного Серебра. Проблемы будут потом, когда работа кончится, поток иссякнет, и человек медленно сползет по стенке - возможно, еще живой; возможно, уже абсолютно нет.
Если ваша рабочая деятельность осуществляется через имплант Серебра, вы в принципе не сможете работать по офисному графику 5/2 с восьмичасовым рабочим днем. Вы очень быстро протянете ноги из-за истощения и перегрузок. Каждый "сеанс" работы по Серебру требует полноценного последующего отдыха. Если вы занимаетесь преподаванием, вы очень легко заметите разницу между "прочитать лекцию через Серебро" и "прочитать лекцию через Железо": в первом случае вы после лекции ложитесь и больше не встаете, что говорили - толком не помните, остается только ощущение, что слова сами цеплялись один за другой и звучали практически без вашего непосредственного участия. Во втором случае - обычная будничная работа. "Взял конспект, прочитал по конспекту, отпустил группу, дальше еще пять групп, а там и рабочий день успешно подойдет к концу". Если не хотите оказаться в больнице, не пробуйте проделать то же самое по Серебру.
* * *
Серебро по своей природе всегда стремится брать верх. Это значит, что одна из важнейших задач для практика, работающего со своим Серебром - найти некоторую точку равновесия. В каких ситуациях или состояниях, при решении каких вопросов нужно жить через Серебро - а где все-таки окажется вполне достаточно Железа. Проблема в том, что тот уровень мастерства, который Железо считает приемлемым, в глазах Серебра обычно выглядит как дилетантство и насмешка над истинным мастерством. Серебро в глубине души считает, что окружающий его мир должен быть приведен в соответствие с некоторым идеалом, и старательно приводит его к этому самому идеалу, и его неимоверно раздражает несовершенство, которому не место на тех Небесах, где живет Серебро. К сожалению для него, мы, формально говоря, все-таки живем на Земле, в реальности Железа, где решение практических задач нередко вообще никак не связано ни с какой погоней за недостижимым идеалом. Таким образом, приходится искать некоторый баланс между тем, что является "допустимым уровнем качества", а что нет. Хуже всего то, что этот вопрос касается не только практических навыков, но и этической сферы. Некоторая ирония ситуации состоит в том, что этика Железа обычно кажется Серебру двуличной и лицемерной, но это этика, опосредованная жизнью в Этой Реальности - в то время как этика Серебра в основе своей абсолютно иномирна. Реальность такова, что люди встречаются и люди расходятся, люди ругаются, ссорятся, мирятся; это часть человеческой природы. Внутренний кодекс Серебра же зачастую таков, что ему полностью соответствовать может только бесплотный дух, но никак не человек из плоти и крови. Поэтому становится важно, с одной стороны, давать "поправку на реальный мир", и, с другой стороны, при этом оставаться самим собой, не нарушать свой внутренний Кодекс и двигаться в ту сторону, куда нужно двигаться На Самом Деле.
* * *
Одной строкой конфликт Серебра и Железа можно назвать "юзер против администратора". На одной чаше весов лежит юзерский, пользовательский подход к реальности, когда мы живем в рамках того, что нам дано свыше, и при этом не выходим за пределы отведенного нам квадранта пространства. Не копаемся в системном реестре, не правим BIOS, не химичим внутри .ini-файлов, чтобы игрушка запустилась с нужными нам модификаторами. На другой чаше весов - подход администратора, специалиста, того, кто считает себя вправе менять реальность под себя и под ту миссию, которую он исполняет и считает "своей". Он хочет невозможного: чтобы этот мир стал копией Мира Богов, но при этом не может не стремится к этому и не делать шаги навстречу этому недостижимому идеалу.
Это значит, что перед практиком в рамках этого конфликта стоят следующие задачи.
Во-первых, не сгореть в процессе "проведения сквозь себя" потока, который дает Серебро. Для этого и нужно проработанное Железо - чтобы оно умело о себе заботиться, себя ремонтировать, соблюдать режим работы и отдыха, успешно следить за своим собственным состоянием.
Во-вторых, найти в себе точку равновесия между своей внутренней божественной этикой и этикой человеческой, между собой-человеком, который не может не радоваться, не злиться, не уставать, не делать ошибок, и собой-божеством, который идеален и лишен всех возможных недостатков, и который судит, как будто он не человек. Для этого нужно развивать осознанность и очень хорошо знать и понимать себя - и себя-человека, и себя-божество; знать свой Кодекс, определить, где находятся его границы, где черта, за которой ты потеряешь себя, и где черта, за которой ты превратишься в сумасшедшего или святого (что порой одно и то же), потому что окончательно выйдешь за рамки конвенционального поля.
В-третьих (и это расширение и продолжение "во-вторых"
, суметь разграничить практику и мастерство, рутинный стандартный труд по Восьмерке Пентаклей от мастерской работы по Тройке Пентаклей. И в первом случае - не тратить излишние силы и внимание, но при этом все равно держать приемлемый уровень качества (и да, здесь будет немало внутренних споров о том, что такое "приемлемо"
.
В целом в паре Серебро/Железо (в отличие от пары Железо/Медь) внутреннее напряжение носит больше когнитивный, чем эмоциональный характер. В конфликте Меди и Железа возникают априори неразрешимые вопросы о том, нужны системы или нет; где удобнее жить - в системе или вне ее; нужно следовать желаниям или затыкаться во имя собственной социальной адаптации. В конфликте Железа и Серебра эмоционального компонента не так много; оба этих импланта любят структуру и умеют работать внутри структуры, и их разногласия в основном касаются их точки зрения на эту структуру, того ракурса, с которого они смотрят на нее. Железо - снизу. Серебро - сверху, с высоты птичьего полета. Сложность конфликта Железа и Серебра не в ярких эмоциональных баталиях, а в том, чтобы быть одновременно и человеком, и чем-то намного большим; решать одновременно и бытовые, и экзистенциальные проблемы; быть и юзером, и администратором; и тем, кто живет в сотворенном мире, и одновременно с этим тем, кто этот мир продолжает творить. Сложность - в интеграции этих двух практически противоположных парадигм, в умении пользоваться обеими слоями реальности, переключаться между ними, гармонично уложить их в своей жизни так, чтобы собственная крыша при этом не уехала, весело насвистывая дымом через каминную трубу, куда-то в далекие сибирские леса. Поэтому конфликт Серебра и Железа одновременно и проще, и сложнее, чем конфликт Железа с Медью. Проще - потому что в определенной степени лишен того яркого эмоционального окраса, который сопутствует выяснению отношений между внутренним Человеком и внутренним Зверем. Сложнее - потому что для своего решения требует интеграции и примирения двух в принципе несочетаемых парадигм - смертного Человека и бессмертного Божества. Можно смело быть уверенным только в одном: скучно в любом случае не будет.
В своих заметках я излагаю свое восприятие этой системы, формулирую и структурирую основные (или интересующие меня побочные) моменты системы, но не являюсь ее автором.
Важный момент, с которого следует начать разговор о конфликте (или, скорее, о внутренних противоречиях) Серебра и Железа, заключается в том, что метафорическое расстояние, пропасть различий между Серебром и Железом гораздо больше, чем между Железом и Медью, или даже Медью и Серебром. Представьте, что мы говорим не о частях одной единой личности (и не о взаимодействии частей одного целого), а об общении двух персонажей одной отдельно взятой сказки. Взамодействие Железо/Медь находит свое воплощение в историях о крестьянском сыне, который получил в наследство Сивку-Бурку, Вещего Каурку. В сказках о лешем, который водит кругами по лесу нехороших людей; в мифе о Русалочке, в приключениях Геракла (и то - вспомним, в какой степени эти приключения оказывались разрушительными для обычных людей, не являющихся эпическими героями или потомками богов). В тех же самых древнегреческих мифах просто-таки предельно иллюстративно изображены истории из жизни пары Серебра/Меди - все эти бесчисленные легенды о героях-полубогах и хтонических чудовищах (Медь) и, собственно, самих богов (Серебро).
читать дальшеИ на этом фоне становится понятно, что конфликт - в буквальном понимании этого слова - между Серебром и Железом практически невозможен. Вспомните момент из фильма "Гнев Титанов" (Clash of Titans), где это показано в полной мере: перед лицом Аида, одного из богов, люди ничем не отличаются от песчинок на пляже, муравьев под ногами, кораллов на морском дне. Если внутри одного человека насмерть сойдутся Серебро и Железо, этот хомячок уже не просто не будет прежним - его банально разорвет на части, и весьма вероятно, что не метафорически, а абсолютно буквально. Серебро находится в иной весовой категории, это частица божества, и перед ней человек устоять не может в принципе. Он может либо подчиниться, либо закрыть, загасить напрочь в себе этот канал связи с божественным, но если Серебро открыто и работает - Железо физически неспособно с ним поспорить. Во всяком случае, поспорить успешно.
Это значит, что само слово "конфликт" применительно к паре Серебро/Железо имеет совсем другой оттенок, чем у пар, стоящих на соседних ступеньках системы имплантов. Скорее, оно описывает кардинально различающиеся взгляды на одни и те же явления, которые при этом редко приводят к прямому столкновению; и, в случае, если это столкновение происходит, мы можем говорить о тех или иных последствиях этого столкновения для самого Железа.
И первое же принципиальное различие напрямую следует из их взаимодействия с миром и с теми системами, в которые они включены. Железо - это винтик в часовом механизме Мироздания. Шестеренка в механизмах социальных систем. Положение Железа хорошо описывается положением рядового солдата в регулярной армии - его обязанность заключается в том, чтобы действовать по правилам и - ни в коем случае! - не проявлять собственной инициативы в изменении правил, в действиях не по правилам, и нужно слушаться правил и приказов, которые отдают те, кто имеет на это право. Идеальная жизнь Железа - это жизнь, в которой не нужно ничего менять, потому что все работает, как часы, и оно работает одной из шестеренок этих часов, четко, размеренно, зная свое место и свое дело.

Естественно, Вселенная, представляющая собой единый механизм, при этом состоит из взаимосвязанных подсистем, механизмов "поменьше рангом", имеющих конкретную цель и внутреннюю целостность. И представьте, что такой механизм обладает самосознанием и стремится к воплощению собственной личной - насколько здесь вообще уместно слово "личное" - цели. Это и есть Серебро. Оно чувствует себя не шестеренкой в механизме - оно чувствует себя самим механизмом, и оно способно менять себя и других, и даже влиять на правила игры - все для того, чтобы все шестеренки внутри механизма крутились в согласии с Целью, и была выполнена его собственная божественная сущность.
В чисто социальном плане при этом Железо может занимать место как рядового, так и генерала; как подчиненного, так и начальника. И Серебро, и Железо могут занимать "начальственное кресло", и оба этих импланта склонны работать внутри систем и по правилам систем. Разница в том, что если Железу не нравятся царящие в этой системе правила, ему остается только утереться и смириться. Ты можешь быть главой корпорации; ты можешь быть королем огромной страны - но даже у тебя есть правила, которые нужно соблюдать, и твоя воля ограничена этими правилами.
Серебро не ограничено никакими правилами, кроме своих собственных, и если оно живет внутри невалидной системы - оно начинает автоматически перестраивать эту систему. Серебро не хочет жить вне пространства законов, как хочет Медь; оно считает, что законы необходимы - но если законы не работают или работают неправильно, их нужно менять. Законы должны быть валидны. Законы должны работать.
Это приводит нас к известной максиме "Если ты чего-то не делаешь, значит, ты этого на самом деле не хочешь". Она идеально работает на уровне Серебра, для которого желание = действие, и абсолютно не работает на уровне Железа, которое ограничено правилами игры. В некотором смысле Серебро едино со своей Волей, а Железо разделено - поэтому у первого мысль с действием сливаются в одно целое, а у второго могут находиться друг от друга на расстоянии многих и мноргих километров.
* * *
В соответствующей вводной статье уже упоминалось, что Железо само по себе представляет достаточно комплексный имплант, имея в себе некоторые структуры, "по образу и подобию" напоминающие Медь, Серебро и Золото. Соответственно, внутри одного отдельно взятого Железа тоже бывают собственные конфликты (по сути, они и представляют собой львиную долю работы для психологов и психотерапевтов стандартного, не замороченного сложным глубинным анализом и мистикой склада). Не стоит путать противоречия между Железом и Серебром с внутриличностным конфликтом Железа. Даже такие сложные и знаменитые проблемы, как "Сделать что-то во Благо Себе или Броситься на Амбразуру Ради Системы?" все равно живут внутри человеческой головы Железа.
Нет, Серебро тоже способно бросаться на амбразуру, но делает это совсем по иной причине, чем делало бы Железо. Дифференцировать можно следующим образом: для Серебра ни один его подобный поступок никогда не воспринимается как "делаемый ради системы", из внешних причин, ради преданности кому-то на стороне, ради своей страны, ради своего народа, и так далее по длинному Железному списку. Мотивация Серебра при таком сложном решении обычно звучит как "Иначе я перестану быть собой" или "я просто не могу поступить иначе, такова моя суть или моя миссия".
Собственно, здесь кроется еще один корень противоречий между Серебром и Железом. Серебро хочет выполнять свою миссию. Железо хочет быть принятым в рамках того социума, в котором живет, и хочет "быть хорошим" по его нормам и правилам. К сожалению, Дело Жизни с точки зрения Серебра отнюдь не всегда совместимо с желаниями Железа, и вот тогда начинается форменный цирк с конями, акробатами, глотателями огня и полным комплектом музыкантов из городской консерватории в качестве музыкального сопровождения. И, в отличие от Меди, с Серебром человек уже не может спорить в принципе: "доктор сказал - в морг, значит, в морг". Жил-был хороший бизнесмен, доходы которого измерялись шестизначными-семизначными цифрами в зависимости от времени года, дальше его протаращило (не самое литературное слово, но хорошо передающее эмоциональную суть процесса) - и все, он резко уходит из бизнеса и занимается, например, обустройством и содержанием приюта-коммуны для бездомных людей, полностью погружаясь в локальные административные вопросы, несмотря на ущерб своей деловой репутации, на недовольную жену, на косые взгляды соседей. Его просто взяло - и увело. No refunds. При этом человек не выпал из социума, не живет под мостом, не сошел с ума - нет, он по абсолютно непонятной окружающим людям причине занялся построением определенной системы, которая должна починить в мире то, что, как считает этот человек, в этом самом мире не в порядке. И у него получается.
* * *
Вообще говоря, у этого безудержного рвения Серебра есть побочный эффект, который достаточно печально сказывается на Железе. Даже тот осколок, та искра, мельчайшая часть божества, которой является Серебро, все равно не рассчитано на человеческое тело. Когда Серебро активно, человек работает, фактически, за пределами своего нормального режима, с напряжением всех своих сил, выдавая 150% эффективности, ощущая себя проводником, по которому идет бешеный поток энергии. Очевидно, что это не может не сказаться на самом проводнике. Если Серебро "погнало коней на полной скорости", оно может работать сутки, двое, трое, без перерывов на сон и еду, и человек при этом будет держаться исключительно на той самой непонятной мистической энергии, которая свойственна состоянию активного Серебра. Проблемы будут потом, когда работа кончится, поток иссякнет, и человек медленно сползет по стенке - возможно, еще живой; возможно, уже абсолютно нет.
Если ваша рабочая деятельность осуществляется через имплант Серебра, вы в принципе не сможете работать по офисному графику 5/2 с восьмичасовым рабочим днем. Вы очень быстро протянете ноги из-за истощения и перегрузок. Каждый "сеанс" работы по Серебру требует полноценного последующего отдыха. Если вы занимаетесь преподаванием, вы очень легко заметите разницу между "прочитать лекцию через Серебро" и "прочитать лекцию через Железо": в первом случае вы после лекции ложитесь и больше не встаете, что говорили - толком не помните, остается только ощущение, что слова сами цеплялись один за другой и звучали практически без вашего непосредственного участия. Во втором случае - обычная будничная работа. "Взял конспект, прочитал по конспекту, отпустил группу, дальше еще пять групп, а там и рабочий день успешно подойдет к концу". Если не хотите оказаться в больнице, не пробуйте проделать то же самое по Серебру.
* * *
Серебро по своей природе всегда стремится брать верх. Это значит, что одна из важнейших задач для практика, работающего со своим Серебром - найти некоторую точку равновесия. В каких ситуациях или состояниях, при решении каких вопросов нужно жить через Серебро - а где все-таки окажется вполне достаточно Железа. Проблема в том, что тот уровень мастерства, который Железо считает приемлемым, в глазах Серебра обычно выглядит как дилетантство и насмешка над истинным мастерством. Серебро в глубине души считает, что окружающий его мир должен быть приведен в соответствие с некоторым идеалом, и старательно приводит его к этому самому идеалу, и его неимоверно раздражает несовершенство, которому не место на тех Небесах, где живет Серебро. К сожалению для него, мы, формально говоря, все-таки живем на Земле, в реальности Железа, где решение практических задач нередко вообще никак не связано ни с какой погоней за недостижимым идеалом. Таким образом, приходится искать некоторый баланс между тем, что является "допустимым уровнем качества", а что нет. Хуже всего то, что этот вопрос касается не только практических навыков, но и этической сферы. Некоторая ирония ситуации состоит в том, что этика Железа обычно кажется Серебру двуличной и лицемерной, но это этика, опосредованная жизнью в Этой Реальности - в то время как этика Серебра в основе своей абсолютно иномирна. Реальность такова, что люди встречаются и люди расходятся, люди ругаются, ссорятся, мирятся; это часть человеческой природы. Внутренний кодекс Серебра же зачастую таков, что ему полностью соответствовать может только бесплотный дух, но никак не человек из плоти и крови. Поэтому становится важно, с одной стороны, давать "поправку на реальный мир", и, с другой стороны, при этом оставаться самим собой, не нарушать свой внутренний Кодекс и двигаться в ту сторону, куда нужно двигаться На Самом Деле.
* * *
Одной строкой конфликт Серебра и Железа можно назвать "юзер против администратора". На одной чаше весов лежит юзерский, пользовательский подход к реальности, когда мы живем в рамках того, что нам дано свыше, и при этом не выходим за пределы отведенного нам квадранта пространства. Не копаемся в системном реестре, не правим BIOS, не химичим внутри .ini-файлов, чтобы игрушка запустилась с нужными нам модификаторами. На другой чаше весов - подход администратора, специалиста, того, кто считает себя вправе менять реальность под себя и под ту миссию, которую он исполняет и считает "своей". Он хочет невозможного: чтобы этот мир стал копией Мира Богов, но при этом не может не стремится к этому и не делать шаги навстречу этому недостижимому идеалу.
Это значит, что перед практиком в рамках этого конфликта стоят следующие задачи.
Во-первых, не сгореть в процессе "проведения сквозь себя" потока, который дает Серебро. Для этого и нужно проработанное Железо - чтобы оно умело о себе заботиться, себя ремонтировать, соблюдать режим работы и отдыха, успешно следить за своим собственным состоянием.
Во-вторых, найти в себе точку равновесия между своей внутренней божественной этикой и этикой человеческой, между собой-человеком, который не может не радоваться, не злиться, не уставать, не делать ошибок, и собой-божеством, который идеален и лишен всех возможных недостатков, и который судит, как будто он не человек. Для этого нужно развивать осознанность и очень хорошо знать и понимать себя - и себя-человека, и себя-божество; знать свой Кодекс, определить, где находятся его границы, где черта, за которой ты потеряешь себя, и где черта, за которой ты превратишься в сумасшедшего или святого (что порой одно и то же), потому что окончательно выйдешь за рамки конвенционального поля.
В-третьих (и это расширение и продолжение "во-вторых"


В целом в паре Серебро/Железо (в отличие от пары Железо/Медь) внутреннее напряжение носит больше когнитивный, чем эмоциональный характер. В конфликте Меди и Железа возникают априори неразрешимые вопросы о том, нужны системы или нет; где удобнее жить - в системе или вне ее; нужно следовать желаниям или затыкаться во имя собственной социальной адаптации. В конфликте Железа и Серебра эмоционального компонента не так много; оба этих импланта любят структуру и умеют работать внутри структуры, и их разногласия в основном касаются их точки зрения на эту структуру, того ракурса, с которого они смотрят на нее. Железо - снизу. Серебро - сверху, с высоты птичьего полета. Сложность конфликта Железа и Серебра не в ярких эмоциональных баталиях, а в том, чтобы быть одновременно и человеком, и чем-то намного большим; решать одновременно и бытовые, и экзистенциальные проблемы; быть и юзером, и администратором; и тем, кто живет в сотворенном мире, и одновременно с этим тем, кто этот мир продолжает творить. Сложность - в интеграции этих двух практически противоположных парадигм, в умении пользоваться обеими слоями реальности, переключаться между ними, гармонично уложить их в своей жизни так, чтобы собственная крыша при этом не уехала, весело насвистывая дымом через каминную трубу, куда-то в далекие сибирские леса. Поэтому конфликт Серебра и Железа одновременно и проще, и сложнее, чем конфликт Железа с Медью. Проще - потому что в определенной степени лишен того яркого эмоционального окраса, который сопутствует выяснению отношений между внутренним Человеком и внутренним Зверем. Сложнее - потому что для своего решения требует интеграции и примирения двух в принципе несочетаемых парадигм - смертного Человека и бессмертного Божества. Можно смело быть уверенным только в одном: скучно в любом случае не будет.
@темы: импланты
Я так понимаю, что если работать с Серебром осознанно, то шанс попасть на «истощение» выше, чем если Серебро неосознанно берет контроль? Просто один пример, про бизнесмена вроде безобидный относительно его состояния здоровья, а абзацами ниже пишется, что работа Серебра губительно сказывается на человеческом теле (опыта мистической работы нет, поэтому и затупливаю, прошу прощения).
Сияние Хорса, скорее, наоборот - при осознанной работе человек понимает, что с ним происходит, и у него есть шансы вовремя остановиться. Но идея в том, что само по себе истощение возникает скорее как результат конкретного частного эпизода, когда Серебро работает в полную силу, прогоняя через человека мощный поток. Это можно сравнить с экстатическими и трансцендентными состояниями, в которых находится какой-нибудь пророк во время контакта с высшими силами; каждый такой, банально говоря, "приход" очень сильно выматывает человека, и чем чаще он впадает в такие состояния - тем больше у него летит физическое состояние.
Описанный в примере бизнесмен, полагаю, не работает через Серебро 24/7, про него будет корректнее говорить, что Серебро у него пробуждено, и при этом "отдает приказы" Железу, а Железо молча берет под козырек. Т.е. большую часть вещей такой человек делает все равно через Железо, пусть даже и делает это Железо по прямому указанию Серебра. К истощению же приводит именно что активный модус работы Серебра - то состояние, когда мы общаемся с миром через этот имплант, посредством его способностей и возможностей.
Блин, вот завидую я тем, кого так тащит. Это ощущение правильности, своевременности и нужности происходящего - вообще самое классное в жизни. А тут вечно сомневаешься, а что скажет семья, а вдруг что-то не так, неправильно. Чужие - хрен бы с ними. А вот когда буквально часть себя оказывается другого мнения - вот это атас. Точно знаешь, что вот так правильно, а человек, которого воспринимаешь своим, думает по-другому. И вот мечешься между двух неправильностей. И своего можно сказать, предать, сделать так, как правильно, нельзя. И неправильно сделать - тоже нельзя, оно ведь неправильно! Вот бы так потащило, чтобы не было вот этого вопроса. Правильно - и всё тут!
драугвен, технически говоря, между любыми двумя имплантами есть определенный конфликт - просто в силу того, что у них кардинально отличаются мировоззрение и восприятие реальности. На это и направлен этот небольшой цикл статей. В паре Медь/Серебро он чем-то похож на Медь/Железо, потому что тоже про свободу и ограничения, структуры и существование вне структур, но уже несколько иного порядка; про него я и буду писать в следующей заметке. Возможно, в итоге на ней и остановлюсь, потому что про пары с Золотом писать очень сложно.
Silta, как и всегда в таких случаях - сложно говорить, кому что лучше прокачивать в первую очередь; многое зависит и от конкретной ситуации, и от желаний самого человека. С точки зрения самой системы, Медью все равно рано или поздно стоит заняться, но может оказаться разумным как работать дальше с Серебром, так и начинать проработку Меди. Главное - что-то делать.).