Из всех над-человеческих имплантов Медь обычно пробуждается легче всего и быстрее всего. Там, где до Золота достучаться можно только в состоянии, близком к самадхи (или к пенсии), а Серебро волей-неволей затрагивает такие высокие и непостижимые для обычного человека материи, как "призвание" и "предназначение", Медь обычно завязывается хвостом или плавниками на эмоциональное "хочу", которое, хотя и стабильно подавляется социумом, все-таки находится к простому смертному намного ближе, чем импланты более высокого порядка. Этому способствует и сама мифологема Меди: Железо, человеческая основа, является прямым потомком Меди, внуком Серебра и правнуком Золота, и дотянуться до родительских ценностей, возможностей и способностей в принципе проще, чем прыгать выше, "через поколение".
читать дальшеСразу стоит оговориться, что под Медью я обычно понимаю личностные структуры, во-первых, более высокого порядка, и, во-вторых, совсем иной природы, чем свойственно Железу, человеческой основе, первичному человеческому импланту. В моей личной системе восприятия (которая, возможно, у других людей, знакомых с системой, будет отличаться) тот же "котик" (бессознательная, инстинктивная система реагирования на раздражители) является частью Железного импланта. В чисто человеческой психике, вообще говоря, есть свои аналоги для всех имплантов более высокого порядка, устроенные по похожим законам, но работающие на сугубо и исключительно человеческом уровне: классическое бессознательное для Меди, супер-эго для Серебра, коллективное юнгианское бессознательное для Золота. Причины для этой точки зрения у меня достаточно просты: свои автоматизированные действия, свои рефлексы "бей-беги", свои наборы бессознательных паттернов поведения есть абсолютно у каждого человека (они изначально встроены в Железо как интегральный компонент), и при этом все эти паттерны очень легко описываются, систематизируются и каталогизируются. Реакции Железного "котика", на мой личный взгляд, проще, быстрее, примитивнее, физиологичнее, чем реакция внутренней Меди. Красивая мифологическая аналогия возникает, если рассматривать "котика" как обычную бессловесную животину, а Медь - как Сивку-Бурку, Кота в Сапогах или сопоставимое по своим возможностям, умениям и самоосознанию создание. С какой-то точки зрения и старая фермерская лошадка - существо копытное, и Сивка-бурка вроде тоже копытное, но ставить знак равенства между этими созданиями было бы, скорее всего, преждевременно. Хотя помянутым копытом заехать способны что одна, что вторая.
Классических путей пробуждения внутренней Меди тоже больше одного. Что интересно, они очень точно описываются некоторыми Старшими Арканами Таро, которые, в свою очередь, удачно вписаны в каббалистическое Древо Сефирот и соединяют десятую сефиру (Малькут, сефиру материального мира) с вышестоящими сефирами. В общем, будьте осторожны, пристегните ремни - дальше будет немного прикладной Каббалы.

Путь буквы Тав. На древе Сефирот это путь, соединяющий девятую сефиру, Йесод, "Основание", и десятую сефиру, Малькут. В системе Уэйта этот путь сопоставляется со Старшим Арканом XXI, "Мир". Если посмотреть на древо Сефирот, этот путь единственный из трех остается вертикальным и идет четко по середине древа - то есть, является единственным сбалансированным и гармоничным из них.
Единственный сбалансированный и гармоничный путь пробуждения Медного импланта действительно хорошо описывается арканом "Мир". По сути, это ситуация, когда человек успешно завершил всю отведенную для него работу на уровне Железа, решил абсолютно все предложенные ему на этом плане задачи, закрыл все квесты, освоил все необходимые навыки, и теперь способен двигаться дальше. Построить дом - check. Вырастить сына - check. Посадить дерево - check. Все "надо" и "должен", которые транслировал социум, были успешно разрешены. Вы побыли отцом, матерью, сыном, дочерью, защитником, охотником, директором, работником - всем, кем вам было нужно побыть для разрешения ваших личных сценарных задач. Вы умеете готовить, убирать, стирать, управлять экскаватором, решать математические задачи, покупать соус, делать заказы в иностранных фирмах. Вы прошли все, что нужно, и вы умеете все, что нужно. Материальный мир исчерпан. Жизнь в пределах социальных ролей больше не имеет смысла, потому что эти роли были исчерпаны вами до самого дна. Вы бежали в колесе материальной жизни настолько долго и успешно, что колесо доехало до конца, и.. И понемногу возникают вопросы - "а что дальше?", "а чего я хочу?", и понемногу начинает шевелиться внутренняя Медь.
Это наиболее медленный, но при этом наиболее прямой, устойчивый и гармоничный из возможных путей развития из "человеческого" в "нечеловеческое". Все способности и умения Меди накладываются на сильную, прочную Железную основу. Внутренняя Медь пробуждается не во враждебном или чуждом ей мире - рядом с ней находится внутреннее Железо, сильный Человек, который добился собственной гармонии, целостности, устойчивости и сам способен справиться с любыми сложностями, которые только могут возникнуть. Все, что может потребоваться в "плотном" мире, от навыков общения с людьми до заработка денег, уже умеет решать Железо, и на этом фоне Медь спокойно может прорабатывать свои собственные задачи и вопросы. Если Железо крепко стоит на ногах, если оно имеет прочные связи с материальной реальностью, то от пробуждения Меди не сорвет крышу, не унесет в бескрайний дауншифтинг с желанием жить под мостом и не мыться целыми днями - банально не позволит запас прочности и устойчивая психика взрослого человека.
Картина выглядит идиллической, и в некотором смысле таковой и является. Основной недостаток? То, насколько редко такой сценарий происходит в реальном мире.
Путь буквы Шин. Путь, связывающий десятую сефиру с восьмой, Ход, сефирой разума и планеты Меркурий. Этот путь в классической колоде Уэйта ассоциируется с ХХ Арканом, "Страшный Суд".
Пробуждение Меди по пути Мира сравнимо с тем, что вы, набегавшись вволю в колесе, слезли с него сами. Путь буквы Шин напоминает ситуацию, когда вы тихо-мирно бежали в колесе, думая, что в этом и состоит ваш смысл жизни, и тут высунулась ангельская физиономия с огроменной трубой, продудела в нее над вашим ухом, вы шарахнулись в сторону и вылетели из колеса со скоростью, превышающей световую, впечатались в стену и дальше долго пытались осознать, что это вообще такое было и почему вы больше не там, и вообще, кто вы теперь такой. Это экстренный выход на Медь, который происходит либо по "воле богов" (по сути, по призыву Меди на службу внутренним Серебром), либо в силу травматической ситуации, с которой человеческое, Железное, начало просто не справляется. И, оказываясь между выбором "умереть прямо здесь и сейчас целиком" и "активировать Медь еще до полной проработки Железа", личность выбирает второе. С одной стороны, он получает целый пакет отличных возможностей, навыков и умений; с другой стороны, многие задачи Железа остаются неразрешенными. Зачем наблюдать за людьми, вычленяя строгие формальные признаки, если можно считывать все, что интересует тебя, на одной интуиции? Зачем изучать мануалы, если можно работать "по наитию"?
Во многом ситуацию спасает то, что призыв по карте Страшного Суда во многом проходит с ведома Серебра и санкции Серебра. Кроме того, Ход - Меркурианская сефира, что позволяет предположить, что такой путь пробуждения Меди не предполагает полного отключения головы. Медь может не понимать, зачем ей нужно заниматься проработкой человеческих вопросов и решением человеческих проблем, и не осознавать, зачем ей читать мануалы, но это хорошо понимает стоящее за его спиной Серебро. По сути, из всех Медных Родов по своей природе подобным образом чаще всего пробуждается Серебро Меди: те, у кого Медная часть в структуре личной системы будет сильно изначально связана с Серебряной. Мифологические персонажи подобного толка - Слуги Богов, например, вороны Одина; с одной стороны, имеющие собственную волю, с другой стороны - достаточно восприимчивые к воздействию к точке зрения своего личного божества.
Тем не менее, стержневые особенности такого выхода на Медь остаются прежними: как правило, он быстрее и радикальнее, но быстрее - не значит лучше: это значит отсутствие внутренней целостности Железа, отсутствие многих важных навыков, сложности с решением задач типично-человеческими методами.
Путь буквы Коф. На древе Сефирот этот путь соединяет десятую сефиру с седьмой, Нецах, сефирой Венеры, сефирой чувств. В система Таро этому пути соответствует XVIII Аркан, "Луна".
Для того, чтобы пробуждение Меди у индивидуума прокрутилось по этому сценарию, должно совпасть несколько специфических условий. С одной стороны, его Железный имплант, его внутренний человек должен быть очень слаб, а человеческий мир - практически ничем не удерживать и не цеплять. С другой стороны, внутреннее Серебро должно спать крепким, очень крепким сном, и даже не помышлять ни о каких трубах, горнах и прочих вувузелах для пробуждения спящего человека. С третьей стороны, сама Медь должна быть особой: хтоничной, волшебной, сказочной, неведомой. Такой, само существование которой противоречит окружающему его простому человеческому миру. В первую очередь, в группе риска относятся хтонические рода, которые обычно называют Золотой Медью.
Здесь стоит понимать, что чем Медь "старше" по рангу, тем сложнее с ней совладать внутреннему человеку. Если Зверь - обычная домашняя лошадь, человек очень легко находит с ним общий язык. А если это - дракон, единорог, а то и вовсе что-то, пришедшее из древних человеческих кошмаров? Может помочь дисциплина и жесткий внутренний кодекс, но "дисциплина" и "кодекс" - слова Железа и Серебра. Если Железо слабо, а Серебро спит, то ничего не мешает подобной Меди забрать контроль над человеком полностью, постепенно подмяв слабо сопротивляющееся Железо под себя.
В итоге получается нечто, абсолютно неадаптированное для жизни в нормальном человеческом мире. Наколдовать себе с помощью куска мякиша и трех кирпичей случайных гостей, приносящих еду, для такого будет на порядки проще, чем самому сходить в магазин за хлебом. В контексте аркана "Луна" этот путь напоминает переход в состояние Меди, абсолютно не приходя при этом в сознание.
Проводя некоторую аналогию, можно вспомнить, что в Каббале естественным путем развития человека будет если и не дорога вертикально вверх по уравновешенным путям, то, по крайней мере, движение в последовательном обратном порядке. В этом плане разрыв между десятой и седьмой сефирой огромен; рассчитывать, что человек сможет за один прыжок его перепрыгнуть - несколько наивно. Если рассматривать этот вариант пробуждения Меди с каббалистической точки зрения, маловероятно, что человек при этом доходит до Нецах (седьмой сефиры) - скорее, он выходит в этом направлении и тонет где-то в пучинах аркана Луны, по вертикальной координате при этом болтаясь где-то на уровне Йесод и находясь не в состоянии ни продвинуться дальше, ни вернуться обратно, к чисто человеческому состоянию.
Это позволяет предположить, что один из ключей к нормализации гармонизации состояния (если уж человека понесло не по центральному пути, а по одному из двух боковых, и при этом "долететь" до конечной точки сил не хватило) может быть в том, чтобы-таки вернуться рано или поздно к исходному состоянию и решению чисто человеческих проблем. И уже потом, добрав побольше ресурса и исходного импульса - таки добраться до своей точки назначения, а то и вовсе спокойно подниматься по центральному, вполне уравновешенному пути через Йесод к Тиферет.
читать дальшеСразу стоит оговориться, что под Медью я обычно понимаю личностные структуры, во-первых, более высокого порядка, и, во-вторых, совсем иной природы, чем свойственно Железу, человеческой основе, первичному человеческому импланту. В моей личной системе восприятия (которая, возможно, у других людей, знакомых с системой, будет отличаться) тот же "котик" (бессознательная, инстинктивная система реагирования на раздражители) является частью Железного импланта. В чисто человеческой психике, вообще говоря, есть свои аналоги для всех имплантов более высокого порядка, устроенные по похожим законам, но работающие на сугубо и исключительно человеческом уровне: классическое бессознательное для Меди, супер-эго для Серебра, коллективное юнгианское бессознательное для Золота. Причины для этой точки зрения у меня достаточно просты: свои автоматизированные действия, свои рефлексы "бей-беги", свои наборы бессознательных паттернов поведения есть абсолютно у каждого человека (они изначально встроены в Железо как интегральный компонент), и при этом все эти паттерны очень легко описываются, систематизируются и каталогизируются. Реакции Железного "котика", на мой личный взгляд, проще, быстрее, примитивнее, физиологичнее, чем реакция внутренней Меди. Красивая мифологическая аналогия возникает, если рассматривать "котика" как обычную бессловесную животину, а Медь - как Сивку-Бурку, Кота в Сапогах или сопоставимое по своим возможностям, умениям и самоосознанию создание. С какой-то точки зрения и старая фермерская лошадка - существо копытное, и Сивка-бурка вроде тоже копытное, но ставить знак равенства между этими созданиями было бы, скорее всего, преждевременно. Хотя помянутым копытом заехать способны что одна, что вторая.
Классических путей пробуждения внутренней Меди тоже больше одного. Что интересно, они очень точно описываются некоторыми Старшими Арканами Таро, которые, в свою очередь, удачно вписаны в каббалистическое Древо Сефирот и соединяют десятую сефиру (Малькут, сефиру материального мира) с вышестоящими сефирами. В общем, будьте осторожны, пристегните ремни - дальше будет немного прикладной Каббалы.

Путь буквы Тав. На древе Сефирот это путь, соединяющий девятую сефиру, Йесод, "Основание", и десятую сефиру, Малькут. В системе Уэйта этот путь сопоставляется со Старшим Арканом XXI, "Мир". Если посмотреть на древо Сефирот, этот путь единственный из трех остается вертикальным и идет четко по середине древа - то есть, является единственным сбалансированным и гармоничным из них.
Единственный сбалансированный и гармоничный путь пробуждения Медного импланта действительно хорошо описывается арканом "Мир". По сути, это ситуация, когда человек успешно завершил всю отведенную для него работу на уровне Железа, решил абсолютно все предложенные ему на этом плане задачи, закрыл все квесты, освоил все необходимые навыки, и теперь способен двигаться дальше. Построить дом - check. Вырастить сына - check. Посадить дерево - check. Все "надо" и "должен", которые транслировал социум, были успешно разрешены. Вы побыли отцом, матерью, сыном, дочерью, защитником, охотником, директором, работником - всем, кем вам было нужно побыть для разрешения ваших личных сценарных задач. Вы умеете готовить, убирать, стирать, управлять экскаватором, решать математические задачи, покупать соус, делать заказы в иностранных фирмах. Вы прошли все, что нужно, и вы умеете все, что нужно. Материальный мир исчерпан. Жизнь в пределах социальных ролей больше не имеет смысла, потому что эти роли были исчерпаны вами до самого дна. Вы бежали в колесе материальной жизни настолько долго и успешно, что колесо доехало до конца, и.. И понемногу возникают вопросы - "а что дальше?", "а чего я хочу?", и понемногу начинает шевелиться внутренняя Медь.
Это наиболее медленный, но при этом наиболее прямой, устойчивый и гармоничный из возможных путей развития из "человеческого" в "нечеловеческое". Все способности и умения Меди накладываются на сильную, прочную Железную основу. Внутренняя Медь пробуждается не во враждебном или чуждом ей мире - рядом с ней находится внутреннее Железо, сильный Человек, который добился собственной гармонии, целостности, устойчивости и сам способен справиться с любыми сложностями, которые только могут возникнуть. Все, что может потребоваться в "плотном" мире, от навыков общения с людьми до заработка денег, уже умеет решать Железо, и на этом фоне Медь спокойно может прорабатывать свои собственные задачи и вопросы. Если Железо крепко стоит на ногах, если оно имеет прочные связи с материальной реальностью, то от пробуждения Меди не сорвет крышу, не унесет в бескрайний дауншифтинг с желанием жить под мостом и не мыться целыми днями - банально не позволит запас прочности и устойчивая психика взрослого человека.
Картина выглядит идиллической, и в некотором смысле таковой и является. Основной недостаток? То, насколько редко такой сценарий происходит в реальном мире.
Путь буквы Шин. Путь, связывающий десятую сефиру с восьмой, Ход, сефирой разума и планеты Меркурий. Этот путь в классической колоде Уэйта ассоциируется с ХХ Арканом, "Страшный Суд".
Пробуждение Меди по пути Мира сравнимо с тем, что вы, набегавшись вволю в колесе, слезли с него сами. Путь буквы Шин напоминает ситуацию, когда вы тихо-мирно бежали в колесе, думая, что в этом и состоит ваш смысл жизни, и тут высунулась ангельская физиономия с огроменной трубой, продудела в нее над вашим ухом, вы шарахнулись в сторону и вылетели из колеса со скоростью, превышающей световую, впечатались в стену и дальше долго пытались осознать, что это вообще такое было и почему вы больше не там, и вообще, кто вы теперь такой. Это экстренный выход на Медь, который происходит либо по "воле богов" (по сути, по призыву Меди на службу внутренним Серебром), либо в силу травматической ситуации, с которой человеческое, Железное, начало просто не справляется. И, оказываясь между выбором "умереть прямо здесь и сейчас целиком" и "активировать Медь еще до полной проработки Железа", личность выбирает второе. С одной стороны, он получает целый пакет отличных возможностей, навыков и умений; с другой стороны, многие задачи Железа остаются неразрешенными. Зачем наблюдать за людьми, вычленяя строгие формальные признаки, если можно считывать все, что интересует тебя, на одной интуиции? Зачем изучать мануалы, если можно работать "по наитию"?
Во многом ситуацию спасает то, что призыв по карте Страшного Суда во многом проходит с ведома Серебра и санкции Серебра. Кроме того, Ход - Меркурианская сефира, что позволяет предположить, что такой путь пробуждения Меди не предполагает полного отключения головы. Медь может не понимать, зачем ей нужно заниматься проработкой человеческих вопросов и решением человеческих проблем, и не осознавать, зачем ей читать мануалы, но это хорошо понимает стоящее за его спиной Серебро. По сути, из всех Медных Родов по своей природе подобным образом чаще всего пробуждается Серебро Меди: те, у кого Медная часть в структуре личной системы будет сильно изначально связана с Серебряной. Мифологические персонажи подобного толка - Слуги Богов, например, вороны Одина; с одной стороны, имеющие собственную волю, с другой стороны - достаточно восприимчивые к воздействию к точке зрения своего личного божества.
Тем не менее, стержневые особенности такого выхода на Медь остаются прежними: как правило, он быстрее и радикальнее, но быстрее - не значит лучше: это значит отсутствие внутренней целостности Железа, отсутствие многих важных навыков, сложности с решением задач типично-человеческими методами.
Путь буквы Коф. На древе Сефирот этот путь соединяет десятую сефиру с седьмой, Нецах, сефирой Венеры, сефирой чувств. В система Таро этому пути соответствует XVIII Аркан, "Луна".
Для того, чтобы пробуждение Меди у индивидуума прокрутилось по этому сценарию, должно совпасть несколько специфических условий. С одной стороны, его Железный имплант, его внутренний человек должен быть очень слаб, а человеческий мир - практически ничем не удерживать и не цеплять. С другой стороны, внутреннее Серебро должно спать крепким, очень крепким сном, и даже не помышлять ни о каких трубах, горнах и прочих вувузелах для пробуждения спящего человека. С третьей стороны, сама Медь должна быть особой: хтоничной, волшебной, сказочной, неведомой. Такой, само существование которой противоречит окружающему его простому человеческому миру. В первую очередь, в группе риска относятся хтонические рода, которые обычно называют Золотой Медью.
Здесь стоит понимать, что чем Медь "старше" по рангу, тем сложнее с ней совладать внутреннему человеку. Если Зверь - обычная домашняя лошадь, человек очень легко находит с ним общий язык. А если это - дракон, единорог, а то и вовсе что-то, пришедшее из древних человеческих кошмаров? Может помочь дисциплина и жесткий внутренний кодекс, но "дисциплина" и "кодекс" - слова Железа и Серебра. Если Железо слабо, а Серебро спит, то ничего не мешает подобной Меди забрать контроль над человеком полностью, постепенно подмяв слабо сопротивляющееся Железо под себя.
В итоге получается нечто, абсолютно неадаптированное для жизни в нормальном человеческом мире. Наколдовать себе с помощью куска мякиша и трех кирпичей случайных гостей, приносящих еду, для такого будет на порядки проще, чем самому сходить в магазин за хлебом. В контексте аркана "Луна" этот путь напоминает переход в состояние Меди, абсолютно не приходя при этом в сознание.
Проводя некоторую аналогию, можно вспомнить, что в Каббале естественным путем развития человека будет если и не дорога вертикально вверх по уравновешенным путям, то, по крайней мере, движение в последовательном обратном порядке. В этом плане разрыв между десятой и седьмой сефирой огромен; рассчитывать, что человек сможет за один прыжок его перепрыгнуть - несколько наивно. Если рассматривать этот вариант пробуждения Меди с каббалистической точки зрения, маловероятно, что человек при этом доходит до Нецах (седьмой сефиры) - скорее, он выходит в этом направлении и тонет где-то в пучинах аркана Луны, по вертикальной координате при этом болтаясь где-то на уровне Йесод и находясь не в состоянии ни продвинуться дальше, ни вернуться обратно, к чисто человеческому состоянию.
Это позволяет предположить, что один из ключей к нормализации гармонизации состояния (если уж человека понесло не по центральному пути, а по одному из двух боковых, и при этом "долететь" до конечной точки сил не хватило) может быть в том, чтобы-таки вернуться рано или поздно к исходному состоянию и решению чисто человеческих проблем. И уже потом, добрав побольше ресурса и исходного импульса - таки добраться до своей точки назначения, а то и вовсе спокойно подниматься по центральному, вполне уравновешенному пути через Йесод к Тиферет.
Пример с неспособностью за хлебом сходить - это прям про меня вообще
Котик - это же рептильный мозг ) Вообще чудовищно знакомая ситуация описана, жаль, что в то время я не знала, что так бывает и с другими и что это вообще такое.
Пожалуйста).
Лин Чароит,
Причем, в принципе, такое может быть как и в случае "Медной" Меди (дикие звери), так и в случае "Золотой" Меди (хтонь). Только первая просто не понимает, почему она не может отрывать людям головы, а вторая мало того что мыслит ва-а-апще по-другому - еще и самим своим существованием отрицает реальность.) Один из внешних критериев разделения (помимо внутреннего ощущения - те же лисы к первой категории относятся, сфинксы-единороги-грифоны - ко второй) - степень охреневания людей. Условно говоря, одно дело, если человек домой приходит, а там на кресле лиса (странно, но бывает, некоторые держат) или волк (может вообще принять за странного рода собаку), и другое дело, если там устроился трехметровый дракон, который паром такой пых-пых, и, прищелкивая когтями, молвит человеческим голосом "ну чо, и кто тут попал?".).
Karolina Cienkowska,
Благодарю.) Хорошая вводная книга по Каббале - Дион Форчун, "Мистическая каббала", но даже там не совсем русским по белому. Мои базовые знания изначально шли от курса по Таро.
Про "котика" - в терминологии моего мастера туда идут еще и все неосознанные схемы, закрепленные паттерны поведения, повторяющиеся сценарии и т.п. шелуха в стиле Берна, не связанная с осознанным восприятием мира. То есть, пожалуй, чуть сложнее, чем рептильный мозг, но и это тоже.).
За что я люблю эту систему, так это за то, что в ее терминах хорошо описываются отличия человека/"нечеловека", основные плюсы и минусы разных режимов функционирования, подходов к эзотерической работе, подводных камней и т.п.
степень охреневания людей а вот я почему-то людей бешу. причём, чем более "обычный" человек, тем больше бешу. бывает такое, что встретишь незнакомого человека и сразу понимаешь с ним всё друг о друге, общаешься, как старые приятели, а потом разговоришься и понимаешь, что человеком это можно назвать только с точки зрения физиологии, да и то не совсем. А бывает, что случайно в компанию всяких фриков затесался обычный чел, ну и начинаешь по инерции с ним общаться как с остальными, а он аж отшатывается и чуть ли не бежит, одновременно облаивая.
О, у меня для такого уже отдельная категория - "О, мне опять говорят, что меня не бывает". Правда, я замечала, что я иногда настолько ломаю людям шаблоны, что они делают вид, что меня нет (ну или я просто предмет мебели, который ничего странного не говорил и не делал). Игнорить дракона - наше всё, вдруг сам рассосётся!
Свихнуться на каббале, как и на Телеме, как и на Таро, как и на любом другом эзотерическом учении действительно можно; вопрос лишь в том, для чего и как ее применять. Для меня это в первую очередь первооснова структуры Таро, во вторую - одна из моделей мироздания/развития личности человека (которых я знаю достаточно много), и Единственной и Основополагающей не воспринимаю ее ни в коей мере.
С ритуалами и инициациями, кстати, отдельная тема, но это уже тема для отдельной статьи. Инициаторные практики и переход из ранга в ранг сами по себе, опять же, не вредоносны, а исполняют техническую функцию трансформации личности и перенастройки точки сборки (плюс некоторые эзотерические особенности), вопрос скорее в том, для чего именно их используют в конкретном ордене или секте. Как и любой инструмент, их можно использовать для деструкции, подчинения и манипуляции, а можно - для личностного развития, лечения психики и других благоприятных вещей. В традиционных обществах различные инициаторные ритуалы использовались веками и тысячелетиями, и уж точно не несли деструктивной коннотации, но это, повторюсь, тема, достойная отдельного поста.
Лин Чароит, да, согласен, потрясающая тема.).
Только если в двух словах, а то вообще это тема для отдельного курса лекций.). Изначальные тексты написаны в начале нашей эры в рамках иудаизма, потом в Средневековье допилены сначала иудейскими мистиками, потом мистиками широкого круга. Древо Сефирот - одновременно универсальная модель сотворения мироздания и модель личностного развития. При движении сверху вниз, от первой сефиры к десятой, они описывают пошаговое творение мира; при движении снизу вверх - стадии духовного развития личности. Скажем, при движении снизу вверх шестая сефира - это стадия библейского "райского сада", а при движении сверху вниз - это идеальная личностная целостность и интеграция, при которой человек становится таким, каким должен был бы быть по изначальному замыслу Творца без искажений, привнесенных материальной реальностью, а дальнейшее развитие вверх по Древу - это уже некоторая трансценденция за пределы базисной человеческой природы, которая отнюдь не всем нужна.
Для современной эзотерики она интересна не столько сама по себе, сколько как основа для некоторых учений и эзотерических школ. Например, классические колоды Таро Райдера-Уэйта и Тота построены на основе Древа Сефирот. Все числовые карты с некоторым номером представляют собой разные оттенки соответствующей пронумерованной сефиры, например, все пятерки - Мечей, Пентаклей, Жезлов и Чаш - это разные грани одной и той же пятой Сефиры на Древе. История внутри каждой масти - от туза до десятки - это в некотором смысле одна из граней общей истории творения мира по Древу. Поэтому при серьезной работе с Таро британской школы каббалистические познания необходимы.
Кроулианская Телема тоже построена во многом на Древе и Каббале, но здесь я уже ничего толком не объясню, ибо не слишком сильно разбираюсь в предмете.
И ещё, я правильно поняла, что в этой системе считается, что человек может развиться дальше и быть, грубо говоря, лучше, чем это предусмотрено Творцом? А то, если я поняла правильно, то тут противоречие - человек-то был создан "по образу и подобию", то есть - создан совершенным, куда ж ему ещё-то совершенствоваться?
Противоречия нет, даже если мы не будем углубляться в теологию и в рассуждения о том, что "развиваться дальше" не обязательно "становиться лучше", скорее речь про переход в новое качество - но самое важное здесь не в этом. Идея о том, что человек создан "по образу и подобию", а значит, совершенен - христианская. Описанная мной выше точка зрения не имеет к христианству никакого отношения - это обработанные европейскими мистиками начала-середины ХХ века идеи средневековой каббалы, которая, в свою очередь, изначально была дополнением к традиционному иудаизму. Современная Телема (посткроулианское учение) вообще с христианством совместима примерно никак.
"развиваться дальше" не обязательно "становиться лучше", скорее речь про переход в новое качество ну, тогда, в любом случае, с авраамическими религиями оно не совместимо - в таком случае, получается, что этот самый развивающийся дальше и переходящий в иное качество человек нарушает волю Творца, становится чем-то, что изначально было не предусмотрено. так что мне интересно, как иудеи это совмещают.
А вот мне было бы любопытно узнать, как вообще всё это объясняется, кто всё-таки это людям дал. Именно в той связи, что это увязывают с иудаизмом, а значит, опосредованно, и с христианством. То есть, интересно было бы выяснить, это они считают, что такой вот подарочек им кто сделал? И как они это увязывают с традиционными религиями?
так что мне интересно, как иудеи это совмещают.
Как они совмещают и совмещают ли вообще (учитывая, что я знаком именно что с современной редакцией эзотерических учений, а не с классическими иудейскими вариантами каббалы) - мне неведомо. Покопайтесь, если интересно.). То же самое касается и других вопросов подобного толка. Лично у меня пока они не находятся в сфере интереса.
а не теряет ли эта модель в смысле, если её использовать вне контекста, в котором она была выработана
Для кого как. Для меня - нет. Основной критерий пригодности модели лично для меня - могу ли я ее использовать для практических целей, к каким последствиям ее использование приводит, какой процент явлений она может объяснить, а какой нет. А не то, санкционирована ли она каким-либо важным духовным лицом или учением, в котором я состою (поскольку не состою в учениях).
В данном конкретном - я не собираюсь принимать иудаизм, и потому для практических целей изучать этот вопрос не считаю нужным. Для теоретических - возможно, когда на это будет время.