Мы можем думать, что сами всего добились и создали для себя все то, чем пользуемся в жизни. И да, и нет. Да, потому что наша активная действующая воля и правда может наворотить много всего, и в конструктивном, и в деструктивном плане; нет, потому что окружающие нас внешние условия влияют на нас гораздо сильнее, чем мы хотели бы думать.
Эта мысль снова пришла мне в голову, когда я увидел очередную мотивационную картинку вида "вот смотрите, вот был такой человек, родился без рук и ног, ан нет, хотя ему было сложно к этому придти, он сейчас живет и радуется жизни". И первое, что я подумал, было следующим: это прежде всего вопрос условий, в которых он оказался и которые позволили ему со временем придти к принятию себя, понять, как именно лучше обращаться со своим состоянием и начать радоваться жизни.
Если бы он родился в бедной африканской семье, где-нибудь на задворках цивилизации, он просто умер бы в младенчестве, даже если бы его не стали для этого специально уносить куда-нибудь в степь или топить в реке.
Если бы при прочих равных у него были немного другие родители, которые не смогли бы дать ему ту же самую степень поддержки, он мог бы совершить самоубийство: "И тут я понял, что не могу причинить им боль, не могу себя убить.
Ведь всё, что я видел от родителей — это огромную любовь ко мне".
Я хорошо это все понимаю, особенно учитывая мой опыт общения со школами и работы с детьми. Сам я "родом" из одного из сильнейших московских лицеев, и работаю в одной из лучших школ, и мне хорошо видно, как атмосфера, стиль взаимодействия людей, общий уровень преподавания влияют на учащихся там детей, куда-то их вытягивая. Окажись те же самые ученики в обычной средней школе, да еще не в столице, а где-нибудь в российской глубинке... в общем, здесь все понятно, пожалуй, без дальнейших уточнений.
Эта мысль снова пришла мне в голову, когда я увидел очередную мотивационную картинку вида "вот смотрите, вот был такой человек, родился без рук и ног, ан нет, хотя ему было сложно к этому придти, он сейчас живет и радуется жизни". И первое, что я подумал, было следующим: это прежде всего вопрос условий, в которых он оказался и которые позволили ему со временем придти к принятию себя, понять, как именно лучше обращаться со своим состоянием и начать радоваться жизни.
Если бы он родился в бедной африканской семье, где-нибудь на задворках цивилизации, он просто умер бы в младенчестве, даже если бы его не стали для этого специально уносить куда-нибудь в степь или топить в реке.
Если бы при прочих равных у него были немного другие родители, которые не смогли бы дать ему ту же самую степень поддержки, он мог бы совершить самоубийство: "И тут я понял, что не могу причинить им боль, не могу себя убить.
Ведь всё, что я видел от родителей — это огромную любовь ко мне".
Я хорошо это все понимаю, особенно учитывая мой опыт общения со школами и работы с детьми. Сам я "родом" из одного из сильнейших московских лицеев, и работаю в одной из лучших школ, и мне хорошо видно, как атмосфера, стиль взаимодействия людей, общий уровень преподавания влияют на учащихся там детей, куда-то их вытягивая. Окажись те же самые ученики в обычной средней школе, да еще не в столице, а где-нибудь в российской глубинке... в общем, здесь все понятно, пожалуй, без дальнейших уточнений.
В свою очередь, ребенок почти исключительно лишен защиты. У него еще нет готовых схем поведения и зачастую недостаточно проявлена личная сила. В каждом случае, когда кто-то гоняет балду в лучшем лицее, это повод в первую очередь посмотреть на то, что происходит и происходило в его семье, а не ссылаться на его личный выбор; у семьи влияние на жизнь человека выше, чем у школы, какой бы хорошей школа ни была. В каждом случае, когда кто-то выбивается из задрипанного детдома в глубинке, это повод посмотреть, кто повлиял на него - например, один-два сильных и добрых к детям воспитателя, которые играли роль родительских фигур.
Посмотрите на досуге результаты классических экспериментов по социальной психологии. Стэнфордского тюремного эксперимента (о том, как роль определяет поведение, самоощущение и чего только не); эксперимента Милгрэма (подчинение авторитету); "Третья волна" (как раз, в том числе, о том, насколько дети подвластны влиянию извне).
По самым оптимистичным оценкам людей, у которых сколько-нибудь заметную роль играет личная сила, порядка 20%. Тех, у кого она доминирует, тех, кто просто идет вперед, "светится" энергией и подходит под определение аркана Мага из Таро, претворяя свою волю в жизнь, не больше пяти процентов. И даже у них то, что они вообще смогли раскрыться в полной мере, сильно зависит от прочих факторов: внешних обстоятельств, поддержки других людей, генетической предрасположенности и многих других вещей.