На самом деле, вся эта история с идеей "давайте снесем памятники работорговцам и расистам", которая сейчас в очередной раз всколыхнулась в Штатах, очень интересна с точки зрения некоторой логической аналитики. В самом деле, представьте себе, что вы выступаете против, например, того же самого расизма. Если вы не разделяете эту точку зрения - просто попробуйте на время встать на эту позицию в качестве интересного ментального упражнения. И, если вы против расизма, то, по идее, это значит, что вы хотели бы стремиться к тому, чтобы в мире его стало меньше, чтобы людей не дискриминировали по цвету кожи при приеме на работу, чтобы цветным не было страшно просто проходить по улице мимо полицейского, и так далее по тексту.
Есть ряд действий, которые вполне объективно могут повлиять на уровень расизма в мире, поскольку понятен механизм, через который это происходит. Это и разработка образовательных программ и психологических тренингов для детей, это изменение законодательства, это предельно жесткое отслеживание преступлений на расовой почве (в том числе - совершенных полицией), наконец, личное волонтерство в каком-то центре. Понятно, каким образом человек, реализующий такие действия (или поддерживающий законодательные инициативы, жертвующий в фонды, которые этим занимаются, и т.д.) движется к достижению своей цели (снижение расизма): эти действия влияют на мир через вполне объяснимые причинно-следственные связи.
читать дальшеИ вот тут, если попытаться рассуждать исключительно через инопланетную логику, возникает неизбежный вопрос: причем тут статуи? От того, стоит ли на бульваре в вашем районе статуя Черчилля, Колумба, голубя Васи или вообще каменный унитаз, законодательство страны не изменится. Требования к работникам не изменятся. То, как на бытовом уровне относятся к белым или цветным, никак не зависит от того, какую визуальную форму имеет кусок камня в трех километрах от вас. Хуже того, большая часть народонаселения вообще не имеет ни малейшего понятия, что там у нас за статуи на бульварах стоят, точно так же, как большая часть школьников не обращает внимание на то, портреты кого вообще висят в кабинетах физики, математики или литературы, и тем более не заметит, если один портрет молча поменять на другой.
Можно было бы на этом и остановиться, но тогда получится, что между действием (снести памятник) и целью (сражаться с расизмом) нет никакой логической связки, и люди просто идиоты. Если столько людей ломают копья над этим вопросом, тут ситуация явно намного сложнее, и диагноз ставить рано; стоит взять скальпель логики снова, и попытаться вскрыть причинно-следственную связь между действием и целью. Ведь возможно много разных вариантов: может, эта связь есть, просто не такая очевидная; может, ее нет, но людям кажется, что она есть; может быть, а цель на самом деле заключается в чем-то другом.
Отсюда проистекают очень неожиданные объяснения, которые можно придумать для такого поведения. Два из них касаются нарративной реальности, а третье, если выходить за рамки нарратива в объективность, и вовсе магии.
1) Целью активиста может быть изменить нарратив, окружающающий этого активиста. То есть видим статую, которая у нас в голове ассоциируется с расизмом => для нас в окружающем инфополе буквально ярким светом горят маяки "расизм - это хорошо", и мы хотим от них избавиться. Вполне стандартная реакция психики на травму, которая тем острее, чем сильнее травма.
Если задуматься, это вполне резонная и нормальная мотивация: в конце концов, если тебе слишком дует из форточки, и это другим людям не сильно помешает, вполне разумно форточку будет закрыть. Проблемы начинаются, если у вас страх замерзнуть, а у другого человека - страх задохнуться, и вот тогда ваши фобии сталкиваются в непреодолимой конфронтации, и всем окружающим остается только, по принципу одного солдата из анекдота, "применить тактику двойного удара - сначала открыть форточку, и пусть одна замерзнет, потом закрыть, и вторая задохнется".
При этом в большинстве ситуаций забывается сам факт того, что если у вас тяжелая травма - ее надо лечить у специалиста, а не прикладывать подорожник. Если над вами имеет такую власть кусок камня, что вы готовы столько бороться за его уничтожение - это повод задуматься, а ваши ли это мысли или травматическая реакция, и не надо ли все-таки пройти терапию, а потом уже на свежую голову снова вернуться к вопросу о памятнике.
2) Целью может быть изменить нарратив, окружающий других людей. Или, иными словами, создать у других людей ощущение, что они живут в мире, который не приемлет проявлений расизма до такой степени, что мы не приемлем поставленный 300 лет назад памятник какому-то плантатору (и если оставить стоять 300-летний памятник расисту- уже преступление, подумайте только, каким гигантским преступлением будет проявление расизма в адрес какого-то реально живущего человека другим реально живущим человеком).
Что ж, это тоже вполне рабочий подход. При этом у него есть некоторые проблемы, связанные с тем, что такой прием психологического давления чем-то сродни подбрасыванию бизнесмену окровавленного отрезанного пальца, чтобы он был послушнее и охотнее велся на требования: у части людей, которая наименее жестока и гуманистична, это вызывает ощущение давления на психику, стресс и чувство небезопасности, а у отморозков - желание бить в ответ. Оффенсивное действие на то и оффенсивное действие, что, пытаясь диктовать обществу,что дозволено, а что нет - можно вогнать общество в тяжелый кризис (хотя, правда, судя по тому, что происходит в Штатах, там уже не кризис, там уже п....ц). Отдельно, конечно, добавляет счастья-радости-веселья тот факт, что многим людям, как уже было сказано выше, на памятник исходно плевать, и замени или снеси его кто-то среди ночи, почти никто бы не заметил. А вот когда об этом становится известно и это выходит в открытую конфронтацию... смотри выше, начинается полный мрак.
3) Самое смешное объяснение состоит в том, что целью действительно может быть снизить уровень расизма, а действием при этом - выступать за снос очередной статуи. Только действие это уже, по факту, теперь насквозь магическое, работающее по принципу подобия. Если вы задумаетесь, то поймете, что таким же образом страшные черные колдуны вуду втыкают иголки в куколу, сделанную по образу и подобию своей жертвы; так и здесь - сбросим с пьедестала памятник - по принципу подобия свергнем и то, с чем он связан, то есть расизм. Мы символически убиваем адепта, входящего в наш круг, дабы он переродился для новой жизни, и символически убиваем сторонников запретной идеологии, дабы идеология ослабела и пала следом.
Что тут скажешь? Тоже работает - если, конечно, верить в законы магических причинно-следственных связей, лежащих за гранью науки.
Что в итоге? Даже довольно поверхностная вивисекция стремления, руша памятники, уничтожить рабство и расизм, приводит к трем разным и достаточно интересным с содержательной точки зрения трактовкам. Трактовки на этом, само собой не заканчивается, как и борьба активистов с одной и другой стороны, продолжая поставлять нам все больше исследовательского материала. С дальней кочки отстраненно картина всяко видна достаточно хорошо, а участвовать в этом или нет непосредственно напрямую, и если да, то на какой стороне - это уже личное дело каждого по отдельности.