В свое время Star Wars Episode 8 многие косяки фильма пытались оправдывать "фигурой сильной главной героини", которая, дескать, просто не нравится многим мужчинам. Мол, мужчины привыкли, что женщины в кинематографе должны исполнять роль любовного интереса / боевой подруги / "damsel in distress", и сама идея женщины-героини на переднем плане вызывает у них приступ критики к фильму, который "посмел" совершить подобную дерзость.
К сожалению, при детальном рассмотрении (на которое один хороший автор потратил часов восемь видеоматериала) оказывается, что у сценаристов получилась не "сильная главная героиня", а Мэри Сью. Лишенная недостатков, способная за считанные минуты овладеть Силой, световым мечом, управлением космическим кораблем и имеющая миллион других очень полезных навыков. И мне неожиданно подумалось: знаете, где действительно
были сильные женские персонажи среди героев первого плана? В ремейке сериала Battlestar Galactica. И у людей, которые работали над этим сериалом, всем адептам gender equality действительно стоило бы поучиться тому, как это грамотно делать в кинематографе.
читать дальшеДля тех, кто не смотрел сериал (а таких, полагаю, большинство): основная канва сюжета в том, что человечество в космическую эпоху расселилось по двенадцати колониям, изобрело искусственный интеллект, который потом восстал и, после кровопролитной войны, ушел куда-то вглубь космоса по своим делам. Потом роботы (сайлоны) вернулись, уничтожили ядерными боеголовками все двенадцать колоний, и жалкие остатки человечества на космических кораблях летят прочь - собственно, под предводительством звездного крейсера "Галактика" - в надежде найти себе новый дом там, где их уже не найдут злобные роботы. Все обостряется тем, что среди роботов теперь есть серии моделей, внешне неотличимые от людей, и враги, возможно, давно проникли на "Галактику" изнутри, но это уже совсем другой разговор, не относящийся к теме.
Так вот. В сериале много основных и второстепенных персонажей, и роль женских персонажей в нем ничуть не меньше роли мужских. Более того, практически везде, на любых должностях на флоте есть и женщины, и мужчины. Среди боевых пилотов истребителей-вайперов есть и женщины (Кэт и Кара), и мужчины (Хот Дог и Ли Адама). Среди пилотов-разведчиков, управляющих вайперами - и женщины (Шэрон Валери) и мужчины (Карл Агатон). В ремонтной службе есть и мужчины (Шеф) и женщины (Келли). И на высших эшелонах власти, на постах президента и адмирала флота (по сути, гражданский и военный лидеры флота) тоже с этим нет никаких проблем.
И они все разные, вот в чем дело. Из мужчин - кто-то бабник, кто-то принципиален до болезненности. Кто-то типичный мускулистый мужик, а кто-то хрупкий интеллигент, никогда в жизни ничего тяжелее папки с документами не поднимавший. Женщины тоже разные - кто-то мирный ремонтник, а кто-то - боевой пилот, который из горла всаживает бутылку вискаря, но при этом виктимными их не назовешь. Даже ремонтник, если что, может огреть ключом насмерть. Женщина может манипулировать мужчинами через флирт и постель, как и мужчина может играть женщинами с помощью своих способностей ловеласа, но только если это Эллен и доктор Балтар только это черты конкретных мужчин и конкретных женщин, их личные навыки, умения, тип личности и личный же выбор, а не "все женщины такие" или "все мужчины такие".
Это и отличает, на мой взгляд, хорошо прописанных персонажей в условиях гендерного равенства от попыток пропаганды. Тем более от попыток пропаганды, которыми прикрывают низкое качество фильма.