Картинка для привлечения внимания. Таро Лунатиков, I и V арканы.
Среди различных магических и околомагических практик отдельное и достаточно важное место занимают те, что связаны с общением с различными божествами тех или иных религиозных направлений. Мы можем говорить о скандинавских, славянских, греческих, древнеегипетских богах, о карибских лоа и ориша, но суть остается более-менее той же (по модулю локальных особенностей одних отдельно взятых богов, и того, насколько они склонны превращать нерадивого почитателя в безмолвную и грустно внимающую пустыми очами тыкву). Есть два принципиально разных способа налаживать с ними коммуникацию, и все практики так или иначе идут или по одному, или по другому пути.
читать дальшеВо-первых, у многих из этих божеств есть свои собственные, "утвержденные веками" (или недавно реконструированные) религиозные течения - со всем списком соответствующих достоинств и недостатков. Достаточно большое количество людей, скажем, связанное со скандинавскими богами, занимается реконструкцией классических религиозных практик, восстанавливает правильно проводимые ритуалы согласно старым традициям. Возьмем то же самое славянское родноверие: немалую долю популярности это течение получило именно потому, что выступает под эгидой "восстановления старых славянских традиций", "возвращения к истокам" и так далее, и тому подобное, и et cetera. У небольших религий карибского и афро-бразильского круга - Вуду, Сантерии, Ифа-Ориша, Кандомбле и прочих - есть свои круги посвященных священнослужителей, свои храмы, свои формальные ритуалы инициации и свой не менее формальный порядок литургии, праздники, традиционные молитвы и все остальное, что полагается иметь уважающей себя религии).
Во-вторых, другой возможный заход на эту территорию заключается в личной коммуникации с избранным божеством. Здесь различные религиозные традиции - это дело десятое; куда важнее становится то, до чего самостоятельно с этим самым божеством договоришься. А там уже хочешь плясать модерновый вариант ирландской джиги во славу Локи - пляши ирландскую джигу во славу Локи, и пофигу, что такой танец суровые, просоленные скандинавские викинги, скорее всего, вообще никогда в свои вытаращенные глаза ни разу не видели.
У каждого варианта есть свои достоинства и свои недостатки. В первом случае на стороне человека оказываются "намоленные" инструменты и проверенные ритуалы общения, поддержка общины "таких же, как ты". Появляется приемственность инициации, появляется формальное посвящение в священнический сан. Ритуалы универсальны и работают для всех одинаково. С другой стороны, есть и свои недостатки, являющиеся обратной стороной достоинств: религия в этом случае диктует то, что допустимо, и что недопустимо, игнорируя личные предпочтения самого человека. Ритуалы должны проводиться одним и тем же образом, с поклоном в нужную сторону, с нужными литургическими словами; если тебе не положено иметь кого-то своим покровителем до определенного этапа посвящения - ты не будешь иметь его своим покровителем до этого этапа посвящения, облизнись и иди дальше поститься и грызть сухарики (хорошо если с изюмом). Многие вещи могут быть в принципе неадекватны при переносе из одной культуры в другую - танцевать полуголым с барабаном на центральной городской площади, может быть, нормально на Гаити, но посреди Москвы приведет только к вызову санитаров из ближайшей психиатрической лечебницы. Наконец, может не оказаться под рукой необходимого священства, и тогда ой - если вы живете в городке с населением тысяч пятьдесят посреди Сибири, и не имеете возможности оттуда выезжать далеко в силу финансового состояния, то большой удачи вам с поиском посвященного жреца гаитянского вуду.
С точки зрения системы имплантов это работа с божествами через имплант Железа: универсальный для всех, одинаково работающий для всех, со своими очевидными негативными особенностями вроде принудительной уравниловки (если вы выбираете этот конкретный путь). С другой стороны, вы всегда знаете, за что вам может прилететь (список дозволенного и недозволенного общ и открыт), и если прилетит, то вы знаете, сколько именно за это может прилететь.
Второй вариант предполагает умение и желание наладить личный контакт со своим божеством. С одной стороны, это позволяет иметь абсолютную свободу (по модулю договоренности) в том, как именно проводятся ритуалы, ты одновременно сам себе священник, служка и паства (да, подносить священную чашу тоже можешь сам себе, смеха ради). С другой стороны.. это требует осознанности и ответственности намного большей, чем в первом случае, да и прилететь за несоблюдение чего-либо может гораздо серьезнее, чем если ты обычный человек, соблюдающий стандартные нормы стандартного религиозного протокола. В конце концов, заявляя, что ты имеешь право на личный контакт с божеством, ты неизбежно нарываешься на повышенное внимание со стороны оного божества и на божественные пиздюли в случае, если твое поведение будет порочить вышеозначенное божество. Если ты служишь Фрейе или Ошун и при этом рискнешь поднять руку на женщину, возможно, лучше окажется застрелиться сразу - если "обычный прихожанин" еще мог бы сховаться в подвал и как-нибудь отмолить свои грехи через посредничество священнослужителя, то, когда у тебя канал на общение прямой, в глаз прилетит тоже напрямую и, весьма вероятно, чем-то очень тяжелым и увесистым. Кроме того, если ты мастеришь собственные ритуалы самостоятельно, они лишены той самой "проверенности временем", и будут ли они работать вообще (и если будут - то как) - гораздо более спорный вопрос, чем в первом случае.
С точки зрения системы имплантов это работа с божествами через имплант Серебра (при некотором посредничестве Меди). Таким образом в принципе невозможно работать с богами, "несовместимыми" с твоей личной энергетикой, моралью, жизненными принципами и взглядами на мир. Претендуя на то, что ты имеешь право лично общаться с божествами, сам становишься на ступеньку ближе к ним, и это, в частности, означает, что такой способ всем людям без исключения в принципе не подойдет - для этого хорошо бы представлять собой что-то, хоть отдаленно этому самому божеству интересное и достойное (иначе говоря, раскрыть в себе Серебро).
Безусловно, каждый практик все равно выбирает ту или иную суперпозицию этих двух подходов (крайне редко, в конце концов, мы используем только первый вариант коммуникации или только второй), но с точки зрения самых разных философских и эзотерических систем есть много обоснований для того, чтобы считать второй чуть более зрелым и "современным" для тех, кто действительно идет по магическому пути. Дедушка Кроули неспроста записывал свои многомудрозапутанные речи про староэонную и новоэонную парадигму - о том, что в современной эпохе, в частности, каждый может добиться нужного ему совершенства самостоятельно, без посредничества священнослужителей или формальной церкви. С другой стороны, первый вариант работает шикарной дорожкой в новые сферы для человека, который еще не способен самостоятельно копаться в этих вопросах (и, возможно, вообще толком не начал осваивать планы более тонкие, чем физический). Начать с этого намного проще, чем пробуждать собственное Серебро и коммуницировать со своими богами - к этоу все равно тоже следует быть готовым.
Так или иначе, оба этих подхода хорошо отражены в двух арканах, выступивших в заголовке данного текста. Маг, мессианский архетип, который мастерит коммуникации с божествами самостоятельно - и, в силу того, что он является мессианским архетипом, Сыном Богов, боги ему неизменно отвечают (другое дело, что иногда отвечают матом). Иерофант - карта в том числе и того, кто работает через формальный религиозный институт или того, с кем работают через формальный религиозный институт, со всеми дополнительными возможностями и ограничениями, которые предлагают эти самые религиозные институты. С этой точки зрения, понятно, почему вариант через аркан Мага для одиночек-практиков зачастую более эффективен, и не менее понятно, почему он лучше соответствует кроулианской новоэонной парадигме (потому что, с точки зрения Кроули, Иерофант со своим подходом в новом эоне несколько устарел и покрылся плесенью на липовый мед, что не мешает ему все еще быть функционирующим и зачастую крайне эффективным в нашем человеческом мире). В конце концов, наличие выбора между стратегиями - скорее плюс, чем минус. Лучше иметь дополнительные возможности, чем не иметь.
Про способы работы с Силами
Картинка для привлечения внимания. Таро Лунатиков, I и V арканы.
Среди различных магических и околомагических практик отдельное и достаточно важное место занимают те, что связаны с общением с различными божествами тех или иных религиозных направлений. Мы можем говорить о скандинавских, славянских, греческих, древнеегипетских богах, о карибских лоа и ориша, но суть остается более-менее той же (по модулю локальных особенностей одних отдельно взятых богов, и того, насколько они склонны превращать нерадивого почитателя в безмолвную и грустно внимающую пустыми очами тыкву). Есть два принципиально разных способа налаживать с ними коммуникацию, и все практики так или иначе идут или по одному, или по другому пути.
читать дальше
Среди различных магических и околомагических практик отдельное и достаточно важное место занимают те, что связаны с общением с различными божествами тех или иных религиозных направлений. Мы можем говорить о скандинавских, славянских, греческих, древнеегипетских богах, о карибских лоа и ориша, но суть остается более-менее той же (по модулю локальных особенностей одних отдельно взятых богов, и того, насколько они склонны превращать нерадивого почитателя в безмолвную и грустно внимающую пустыми очами тыкву). Есть два принципиально разных способа налаживать с ними коммуникацию, и все практики так или иначе идут или по одному, или по другому пути.
читать дальше