Одна из особенностей работы с нетрадиционными религиозными системами заключается в том, что зачастую нет возможности перенимать практики или степени посвящения у действующего священнослужителя. Отыскать посреди заснеженной России посвященного жреца вуду, который имеет нужное время, желание и силы работать с вами чуть ли не сложнее, чем нормальный сыр после введения экономических санкций. Причем если сыр еще могут привезти, скажем, друзья из Голландии, то коробочку со служителем лоа из Нового Орлеана или ориша с Кубы вам привезут навряд ли.

Источников по АКТ (Афро-Карибским традициям) тоже очень мало, на русском языке - единицы, на английском - чуть больше, но оцифровано из них и доступно в Сети не так много, большую часть нужно везти с зарубежных площадок. Более того, где-то в половине из наиболее популярных источников написана дикая мешанина из всего со всем вместе, в которой разобраться порой сложнее, чем в правилах проведения ЕГЭ. И даже те источники, что доступны, принадлежат вполне определенной культуре - удачи вам искать посреди Москвы тростниковую водку, пальмовое масло, ракушки каури и различные травки, большая часть из которых в нашей климатической зоне не растет совсем. И будем надеяться, что никому, начитавшемуся различных "городских легенд", не придет в голову резать курицу ночью на перекрестке.

Остается только непосредственная связь с лоа и ориша. И здесь есть как свои (достаточно жирные) плюсы, и свои (не менее жирные) минусы. С одной стороны, ваши религиозные практики не будут искажены никакой земной мишурой, которой славится любая церковь - стандартизированными постами, заранее предписанными канонами и правилами поведения, всем тем, что для людей не слишком просветленных превращает религию во внешний антураж, бессмысленные действия, не несущие никакой реальной духовной нагрузки. С другой стороны, это означает, что строить отношения со своими покровителями вы будете абсолютно самостоятельно, и никакой добрый дядя священник здесь уже не поможет. До чего договоритесь, до того и договоритесь. Для этого нужно потратить время, силы, внимание на построение коммуникации с ними, проходить свои собственные стадии посвящения, личные инициации, осваивать все больше техник и способов обращаться к ним ради самого себя и других. Это область, в которой мне самому предстоит еще огромное количество работы, несмотря на наличие самого контакта. Мало принадлежать к определенной традиции - нужно еще и расти в ее рамках, и если традиционных методов для этого нет, остается неспешно коммуницировать напрямую.

Важно, что Сантерия, как и другие карибские традиции, сильно отличается по духу от, скажем, европейской демонологии. Никто из ориша не стремится ни поглотить твою душу, ни обмануть тебя, ни выторговать себе условия получше, а уж пытаться подчинить их и вовсе бесполезно. Это скорее старшие родственники, а ты - младший в семье, причем они старше тебя на порядки, на многие сотни лет. А как могут относиться к младшему в семье? Очень по-разному. Могут вообще не замечать, могут считать гордостью семьи и помогать всем, чем могут, а могут гонять за пивом утром субботы, подгоняя подзатыльниками, чтобы быстрее бежал. Собственно, с ориша примерно так же - это семья, от которой можно получить очень многое, если наладить с ними нормальные отношения, или отхватить огромных проблем, если вести себя как последняя уличная шпана. Семья заботится о тебе, как и ты заботишься о семье - это принципы, которые важно принимать и понимать, чтобы чувствовать себя уютно в рамках карибских традиций.