Сказки в процессе написания. Рабочие дела - в процессе осуществления.
И пока все эти процессы идут, положу здесь один из моих - не очень характерных для формата этого дневника - текстов. Про буддизм, принятие своих ошибок, личное развитие и движение вперед. Возможно, кому-то это окажется в тему.
* * *
читать дальше
Однажды я читал один из текстов на буддистскую тематику, который касался проблемы супружеской измены.
Я не могу сказать, что хорошо знаю христианскую мораль, но согласно моим о ней представлениям, по христианским канонам что измена, что любые другие греховные поступки считаются - собственно - грехом. Это нечто неправильное, то, что осуждается, и подразумевается, что нужно соответствовать эталону. Если ты ему не соответствуешь - это плохо.
В буддизме же заложена некоторая важная идея о том, что у каждого свой путь, и своя стадия на этом пути. Могут быть определенные ориентиры, соответствующие этому Пути, которые, в частности связаны с супружеской верностью. И гармоничный человек, достаточно далеко ушедший по Пути, им соответствует.
Только разница в том, что, если он не соответствует этим ориентирам и нормам, если он делает не лучшие с точки зрения этики поступки, если он ошибается и творит глупости - он не становится от этого плохим человеком, "греховным" или достойным осуждения или порицания. Это значит, что он еще не готов к определенным вещам, ему нужно получить и усвоить некоторые жизненные уроки, прежде чем двигаться дальше по Пути. Он достоин помощи, поддержки или сочувствия, если он сам пожелает их принять - так же, как дети, которые еще не готовы делать многие вещи, достойны поддержки, чтобы со временем научиться и стать гораздо гармоничнее, чем сейчас.
Если переносить этот концепт на жизнь в целом и отвязать его от рассуждений о грехах и прочих негативных поступках, станет еще более понятно, про что он. Он про то, что каждый из нас неизбежно делает ошибки - не ошибается только Будда. Если мы повели себя в какой-то ситуации не лучшим
образом, если мы сделали какую-то работу криво, если вместо красивого горшка из наших рук вышел абстракционистский кадавр, это просто означает, что мы сейчас на таком этапе пути, когда можем сделать только это. Для того, чтобы достичь мастерства и не делать таких ошибок, нужен некоторый опыт, нужно пройти и усвоить определенные жизненные уроки.
Если мы сейчас ломаем дрова, это значит, что в этой истории для нас есть какой-то глубокий и важный урок.
Правда, что было бы оптимальнее, если бы мы могли обойтись без прохождения этих уроков - мы
быстрее поднялись бы выше. Но правда также и в том, что, раз мы таковы, что не можем сейчас добраться до состояния Будды одним щелчком пальцев, нужно делать то, что нам нужно: проходить уроки. Если ты сейчас не можешь взять нужную тебе высоту, нужно идти и качать мускулы, пока не
возьмешь.
Буддистская философия - философия многократных "да, но", она очень многоуровневая и комплексная, и ее очень легко понять не так, проинтерпретировать только половину смысла. Верно, что нет смысла винить себя за то, что ты делаешь ошибки: если бы ты был готов и способен их не делать, ты бы их не сделал. Верно, что, если ты идешь и ломаешь дрова вместо того, чтобы делать что-то правильно, то это для тебя зачем-то нужно.
Да, но при этом нужно помнить о том, что из каждой ошибки должен быть извлечен урок.Если
мы не будем извлекать из ошибки урока, мы будем топтаться на одном месте, снова и снова попадая в одни и те же деструктивные жизненные сценарии, снова и снова повторяя одни и те же ошибки, как в искаженном "Дне сурка". И, напротив, если мы усвоим данный нам урок, мы сможем
подняться на ступеньку ближе к личностной гармонии.
Я часто сталкиваюсь с тем, что люди акцентируют свое внимание на просьбах о прощении, покаянии, каких-то других практически по-христиански звучащих мотивах. Вот человек принес много (или мало) вреда и боли другим людям, разбил много любимых чашек, растоптал много любимых садов, оставил шрамы
на сердцах. И очень часто такой человек будет просить прощения, или предаваться грусти о том, что он совершил, или считать себя плохим человеком, или ждать наказания. Своего рода импровизированное покаяние для отпущения грехов.
Буддистская философия здесь разведет руками и спросит - что изменяется от твоего покаяния? Зачем ты считаешь себя дурным человеком? Ты сделал то, что сделал. Никакие слова не склеят чашку обратно, не вырастят вытоптанные растения, не уберут шрамы с чужого сердца. От того, что ты будешь стоять и каяться, не изменится ничего. Мне несложно дать тебе твое прощение, но от него тоже не
изменится ничего - ты не извлечешь из этой истории никакого урока, и никто не гарантирует, что она не повторится вновь, на следующем обороте колеса жизни. Если ты правда считаешь, что был неправ, что что-то в твоих действиях было ошибкой, что где-то ты наломал много дров и причинил много боли, то лучшее, что ты можешь сделать сейчас, это извлечь из этого для себя урок. Сделать свои ошибки ступенькой на пути твоего личного развития, твоего уникального пути. И, если так хочешь
отплатить мне за этот урок, сделай что-то, чтобы возместить то, что ты у меня забрал, чтобы этот урок получить. Принеси мне новую чашку, и помни о том, какими действиями чашку можно разбить, чтобы в дальнейшем бить меньше чашек. Помоги мне снова засадить сад, и помни о том, что лучше ходить по дорожкам. Запомни, какие твои движения оставляют на чужой душе шрамы, чтобы в дальнейшем вовремя сдерживать руку, и, если так хочешь отплатить мне за этот урок добром, закрой меня своим телом от чужого удара.
Если ты смог извлечь урок из совершенных тобой глупостей и смог двинуться дальше, не повторяя заколдованный круг, этого уже достаточно, чтобы наделить твои ошибки, неосторожности или то, что
кажется тебе неправильными поступками - смыслом. Это значит, что все было не напрасно, и твой путь продолжается дальше.
Если ты не просто извлек для себя смысл, но и смог потом, осознав его, создать гораздо больше, чем ты разрушил, если ты заплатил по всем счетам щедрее, чем можно было бы себе представить - ты достоин искреннего уважения и восхищения. Это значит, что ты стал на голову, на две головы выше, чем был когда-то, и это по-настоящему прекрасно.
Сказки в процессе написания. Рабочие дела - в процессе осуществления.
И пока все эти процессы идут, положу здесь один из моих - не очень характерных для формата этого дневника - текстов. Про буддизм, принятие своих ошибок, личное развитие и движение вперед. Возможно, кому-то это окажется в тему.
* * *
читать дальше
И пока все эти процессы идут, положу здесь один из моих - не очень характерных для формата этого дневника - текстов. Про буддизм, принятие своих ошибок, личное развитие и движение вперед. Возможно, кому-то это окажется в тему.
* * *
читать дальше