21:08 

Таро Тота

Alex le Sang
В качестве исторического контекста стоит помнить о том, что Таро Тота создавалось позднее, чем любая другая из ныне популярных (или даже близких к популярным) колод Таро. Если Марсельская традиция насчитывает уже несколько веков, а Таро Райдера-Уэйта - больше сотни лет, то Таро Тота рисовалось во время Второй Мировой Войны, во время бомбардировок Лондона. Более того, на тот момент это была не столько рабочая колода, сколько полноразмерные широкоформатные черно-белые картины; цветные карты небольшого формата были выпущены заметно позднее.

Художником колоды была леди Фрида Харрис (неординарная личность, как можно заметить из ее личной переписки), а идейным вдохновителем и автором - Алистер Кроули, который, как нетрудно заметить, был личностью еще более высокого порядка неординарности, где-то на том полюсе, где неординарность граничит с некоторой неадекватностью мышления. При знакомстве с колодой и время ее возникновения, и авторов стоит держать в уме, чтобы знакомство это прошло немного легче; в конце концов, Кроули считал себя пророком нового Эона, а свою колоду преподносил в том числе и как колоду нового Эона, пришедшую на замену "устаревшей" колоде Уэйта и системе Золотой Зари.

Основное, что нужно знать про колоду Таро Тота - это тот факт, что колода предназначена для "матерого" оккультиста, обладающего солидной базой знаний по различным дисциплинам, и способного освоить некоторый дополнительный материал за авторством самого Кроули. Для того, чтобы интуитивно ориентироваться в ее символике, не зная при этом той теоретической базы, которая под ней существует, нужно быть либо безумцем, либо истинным провидцем, потому что, в отличие от более популярных колод, Кроули осознанно поместил на карты исключительно оккультные образы.

Если в Райдере-Уэйте иллюстрации в первую очередь основаны на более или менее понятных человеку со стороны сюжетах, и уже во вторую очередь дополнены оккультной символикой, вообще незаметной для непросвященного взгляда (если обычный человек возьмет карту Шута, да еще в плохой прорисовке, он в принципе не обратит внимания, что у него на одежде не просто какие-то там случайные узоры, а в том числе, например, вполне конкретное Колесо Духа, символ пятого, верхнего луча пентаграммы), то колода Таро Тота Алистера Кроули намного более откровенна. Там вся оккультная символика предоставлена на самих изображениях абсолютно прямым неприкрытым текстом. Не нужно далеко ходить за примерами: на аркане "Сила" Уэйта истории про алхимический брак с самим собой, контроль своего бессознательного, слияние с ним, животные порывы и животную страсть представлены глубоким подтекстом, а на кроулианском "Вожделении" - изображены абсолютно прямо, да еще и дополнены гораздо более прямолинейным названием. Там, где в Уэйте отсылки к Каббале и астрологии обычно завуалированы настолько, что иногда их заметить попросту невозможно, если не знать, куда смотреть, у Кроули они обычно прорисованы с абсолютно неприкрытым бесстыдством и апломбом. В результате колода Тота дает специфический результат: человек, знающий матчасть, с интересом в ней разберется, а человек, от матчасти далекий, скорее всего, даже близко ее не поймет. Именно это делает колоду Тота очень плохим вариантом "первой рабочей колоды" - можно заучить наизусть список базовых значений, но объективно понять все взаимосвязи этих значений с конкретными иллюстрациями на картах, не зная матчасти, практически невозможно. Это слишком большой кусок, чтобы его можно было проглотить за один раз, в отличие от того же Уэйта, где опираться на картинки, понемногу, пошагово подключая оккультную символику, намного проще.

Собственно, из чего состоит кроулианская матчасть? Прежде всего, без минимальных знаний Каббалы к этой колоде лучше даже не подходить. Если в Старших арканах еще можно разобраться без ее помощи, то все числовые карты нанизаны на Древо Сефирот по соответствующим сефирам, и весь иллюстративный ряд на них выступает своего рода каббалистической подсказкой к пониманию происходящего в данной сефире в сочетании с данной конкретной мастью. Взаимоотношения Придворных Карт без каббалистического подтекста тоже разобрать становится достаточно сложно, а Старшие Арканы в значительной степени опираются на астрологическую символику и взаимосвязи, дополненные символизмом, взятым из алхимической традиции.

Предположим, что у вас все-таки есть минимальная теоретическая база по астрологии (на том уровне, когда словосочетание "Меркурий в Рыбах находится в изгнании" для вас имеет какое-то осмысленное значение), по Каббале (способны перечислить десять сефирот поименно и Великое Море Бины иногда булькает у вас в голове), и, может, даже что-то слышали об алхимическом браке (не путать со свадьбой под веществами). Теперь можно браться одновременно за Таро Тота и за книгу, которую Алистер Кроули (при его порядком своеобразном мышлении) полагал вводным учебником по колоде, собственно, "Книгу Тота". По сути, предыдущие требования являются своего рода проверкой перед тем, готовы ли вы разбираться в хитросплетеньях странных словосочетаний господина Кроули. Если рассуждения о трех покровах небытия, где Ничто обретает качество бесконечности и становится Бесконечным Ничто вас не подкосили, значит, вы готовы к самому интересному.

Приведем пример этого самого интересного - мой любимый фрагмент из Книги Тота Алистера Кроули в переводе несравненной Анны Блэйз, из рассуждений о том, почему масть Мечей, будучи мастью Воздуха (следующей стихии после Духа, по идее, высокой по рангу), тем не менее, обладает очень низменными атрибутами:

Однако тотчас же возникает вопрос: каков статус этой стихии в свете
остальных соответствий? Разве не Воздух — первая следующая за Духом
стихия в мире Йецира? Разве не Вайю — первая из доступных чувственному восприятию форм, возникающих из таинственного мрака Акаши? И как примирить учение о Разуме с тем фактом, что Рух, или Руах, означает собственно «Дух»? «Ахат Руах Элохим Хиим» (777) означает «Един Дух (не Воздух) Богов Живых»? И не должны ли мы считать Воздух — стихию, соответствующую Меркурию, — Дыханием Жизни, Словом и самим Логосом?

За
ответами на подобные вопросы ученику следует обратиться к какому-нибудь
другому трактату, не столь поверхностному, непроработанному,
примитивному и легковесному, как это наше кротовоглазое, пингвинокрылое и
мушиномозглое зудение.


На этой замечательной ноте опустим покров молчаливого сочувствия над изучающими Книгу Тота ради собственного удовольствия, и скажем пару слов о том, чем вообще хороша колода Таро Тота и для чего она применяется идеально (а для чего ее, наоборот, применять не следует совершенно).

В силу своей специфики Таро Тота идеально подходит для любых вопросов, связанных с "высоким" планом смысловых значений арканов и очень плохо - для "низкого", бытового значения карт. Дело в том, что ее символика напрямую заточена под философско-эзотерические контексты, под внебытовые темы, под сложные, многоуровневые образы, и при этом в "базовом пакете" значений карт Таро Тота чисто "мясных", "бытовых" моментов не то чтобы нет совсем - скорее, они описываются при этом очень сложным метафорическим языком. Эта колода очень хорошо подходит для самопознания, самоанализа, духовных поисков, эзотерической работы, вопросов, связанных с магией, философией, мироустройством и личностным путем, но "из коробки" абсолютно не приспособлена для вопросов о том, что в каком банке лучше брать кредит. Это больше колода внутренних состояний, чем внешних событий; макропроцессов, чем микропроцессов.

В целом Таро Тота - удивительно красивая и глубокая колода, ставящая при этом очень высокие пороговые требования к людям, которые стремятся ее изучать. Ее категорически противопоказано брать в качестве первой колоды Таро, потому что у новичка в руках она не раскрывает даже десятой части своего полного потенциала, сколько бы он ни старался этого добиться. Чем больше практик знаком с Каббалой, с астрологией, с алхимией, с другими колодами Таро, с текстами самого Кроули, тем лучше она работает в его руках. Она требует от человека либо серьезного опыта, либо серьезной силы духа и готовности сражаться со словесами Алистера Кроули не на жизнь, а скорее на смерть и сотню следующих перерождений. И тогда вся красота этой колоды действительно раскрывается в полной мере.

@темы: tarot

URL
Комментарии
2016-07-14 в 23:08 

Astra_Lia
Да, я чувствовала, что мой прошлый опыт таро похож на прогулку в лесу с мешком на голове, а попытка познать с ходу Таро Тота -смахивает на решение жить в лесу зимой в одиночку.

Пошла читать все;)
Как-то мне непонятным образом понятна Книга Тота, хотя бывают моменты полного колапса мозга.

2016-07-15 в 11:06 

Alex le Sang
Astra_Lia, лично мне она более-менее на уровне образов понятна, а вот на уровне смыслов... скорее местами, и то надо внимательно штудировать и подключать мозг. Не учись я у мастера, я вообще, пожалуй, не понял бы ничего ><

URL
   

Записки странника

главная