Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
21:00 

"Гарри Поттер" и все-все-все.

Alex le Sang
Продолжим "книжную тему", раз уж о ней зашла речь. Мое отношение к "Гарри Поттеру" несколько отличается от отношения к нему у большинства людей. На самом деле, к "Властелину Колец" тоже, но по его поводу свои мысли я расскажу как-нибудь в другой раз, да и там очень много вещей завязано на то, что ВК все-таки выходил в 50-е годы прошлого века. Поэтому поговорим о более современной литературе, о "Гарри Поттере", о серии, которая выходила буквально за последние двадцать лет.

Честно скажу, я считаю причиной основной популярности этой серии в том, что в основе ее лежит прекрасная волшебная сказка про волшебную школу, причем ключевым здесь является словосочетание "волшебная сказка". Именно поэтому первые три книги выглядят гораздо целостнее, чем последние три - потому что вопросы, поднятые в них, гораздо лучше соответствуют эстетике волшебной сказки, а возраст главных героев - 11-13 лет - в это время тоже гораздо лучше соответствует волшебной сказке, чем возраст 15-17-летних подростков.

Почему это волшебная сказка? Потому что сеттинг подразумевает большое количество волшебных условностей без ответов, характерных для волшебных сказок. Взять хоть тот же Маховик Времени: на каком принципе работы он основан? Почему не ломается пространственно-временной континуум? Кто вообще в здравом уме в нормальной реальности дал бы такой силы предмет ребенку, который может с ним сотворить незнамо что? В волшебной сказке ответ один - он работает, потому что работает. Даем ребенку, потому что это отличное магическое средство. Пространственно-временной континуум не ломается, потому что. Точка. Просто потому что.
И так везде. Почему нужно вход на волшебную платформу делать посреди оживленного вокзала, почему обычные люди его не замечают? Потому что. Почему маги и волшебники при всей их огромной власти и способностях не имеют толком никакого влияния на человеческий мир? Потому что.
Почему многие заклинания делают откровенные глупости? Потому что это лучше всего подходит эстетике волшебной сказки. Заклинание убийства "Авада Кедавра" с точки зрения здравого смысла вообще чушь собачья, учитывая, что, если противник мага держит в руках пистолет, он пристрелит колдующего еще до того, как тот проговорит "Ава...". В свою очередь, в волшебной сказке, где - негласная условность - нет пистолетов, это заклинание начинает иметь смысл.
Можно продолжать до бесконечности. Многие элементы сеттинга не делают смысла, если не считать эту серию волшебной сказкой. Квиддич как спорт не делает смысла, потому что в 98% случаев исход матча решается пойманным золотым шариком. Система баллов факультетов не делает смысла, если по одному желанию Дамблдора в конце первой книги Гриффиндор получает первое место - ведь даже если поступки героев и были достойны баллов, то почему ровно столько, чтобы их факультет победил? Все это снова негласные законы волшебной сказки, говорящие, что герои получают заслуженную награду.

Проблемы у этой серии начинаются тогда, когда в поздних книгах герои вырастают, у них появляются проблемы совсем иного порядка, ставятся более сложные этические вопросы, не характерные для волшебной сказки - и при этом сеттинг остается прежним. Последние книги для меня несут четкий отпечаток кризиса идентичности. Герои начали умирать. Темный Лорд возродился. Ситуация становится все хуже и хуже. И вроде бы книги стали серьезнее, но все портит багаж сеттинга, который остался "со времен" чистой волшебной сказки. И квиддич, который не делает смысла как спорт. И запрещенные заклинания, из которых только Империус имеет сколько-нибудь реальный смысл, а вместо двух других "магглы" уже столетия как придумали куда более эффективные аналоги.

Это же касается и персонажей. Многие из них из сказочных героев, которыми они, фактически, были на протяжении первых трех книг, обрели более реальные черты - в конце концов, некоторые из них умирают, а сказочные герои могли бы умереть только сказочными смертями. И здесь.. честно сказать, это не идет им на пользу. Скажем, всеми любимый Северус, который в первых книгах имел просто потрясающий сказочный образ, и мрачный, и романтичный, в последних обрел личную историю, и.. и она его раскрывает как человека-носителя откровенно поганых жизненных сценариев, так до конца от них и не избавившегося. Главный злодей в серии, Темный Лорд, в последних книгах ведет себя как полный идиот. Это было более или менее оправданно, пока он оставался обычным сказочным злодеем в волшебной сказке, но когда книги начинают вылезать за границу жанра, его идиотизм начинает вылезать тоже, всеми своими возможными иглами, и протыкать здравый смысл во всех местах. То же самое касается и приключений главных персонажей - они идейно неглубоки, во многом они не слишком далеко ушли от сюжетов простых волшебных сказок.

* * *

Если подводить итог - я считаю, что сама по себе серия "Гарри Поттера" ценна, пожалуй, прежде всего сеттингом, который она принесла, причем стоит понимать, что это сеттинг волшебной сказки. Красивой, чарующей, во многом крайне условной сказки. Поэтому к самим книгам, особенно к последним частям серии я отношусь без особого фанатизма, а сказать, чтобы "я на них вырос" или "они мне многое дали" не могу, честно говоря, никак.

* * *

А если говорить про книги про молодых волшебников, которые я считаю по глубине гораздо лучшими, чем серию "Гарри Поттера", про книги, которые включают в себя очень психологически сложные истории инициации, самопожертвования и прочих экзистенциальных проблем, то.. об этом в другой раз.
А пока можете узнать их, если вы с ними знакомы, по характерной цитате, по клятве, которую там приносит каждый волшебник. Согласитесь, Гарри Поттер и его друзья никогда не приносили подобную клятву, верно?

Во имя Жизни и ради Жизни клянусь, что буду использовать это Искусство только для служения Жизни.

Я буду помогать росту и облегчать боль.

Я буду бороться за то, чтобы сохранялась и развивалась Жизнь.

Я не стану изменять по своей воле предметы и живые существа, пока они растут и развиваются.

Я не буду менять систему, частью которой они являются, если им не грозит гибель.

Я всегда буду побеждать страх мужеством, я предпочту смерть жизни, когда это будет нужно, всегда глядя на Сердцевину Времени…

И да будет так до конца вселенной.

@темы: review

URL
Комментарии
2015-12-17 в 22:42 

Avis Astralis
Неизбежное существо
*очень многозначительно улыбается*

2015-12-17 в 22:45 

Лаэ
"And the world has now completely and utterly ceased to be bound by the laws of logic." (FF XIV)
помню эту клятву наизусть, да.

2015-12-17 в 23:20 

Alex le Sang
URL
2015-12-17 в 23:42 

Ильмаяр
Оба-на... А вот я ее не знаю.

2015-12-18 в 02:03 

Alex le Sang
Ильмаяр, я про это еще напишу... ну, или расскажу тебе отдельно =).

URL
2015-12-18 в 03:03 

солнечная лисица
Гибкий улыбчивый мастер полутонов.
*не совсем, может, и согласен с написанным по Поттеру, но клятву узнал и хитро метет рыжим хвостом*

2015-12-18 в 11:45 

Alex le Sang
URL
2017-11-09 в 12:48 

звездный песец
baby let me be your light // Salinger lover
Да, узнать клятву бесценно)
В гарри поттере я рада, что все то, что начиналось как сказка, взрослело и становилось масштабнее, но сюжетных прорех просто ужасно много и только хороший фанфикшн может все расставить на свои места)) в этом плане показателен толкиен - у него тоже была маленькая сказка про хоббита, который случайно получил волшебный артефакт, а потом это оборачивается такими Последствиями и Историей, что любо-дорого посмотреть. Жалко, что у Роулинг не так.
Простите, что пишу коммент на пост 2015 года ^__^

2017-11-10 в 07:39 

Alex le Sang
звездный песец, пишите на здоровье, не возражаю.).
Да, про это все я и писал - что особенность серии в том, что начиналась как волшебная сказка; мир создан по канонам волшебной сказки; но сюжетно оно вылезло за пределы волшебной сказки - и тут начались проблемы. Что касается Толкиена, то это вообще отдельная история - профессор был настоящем мастером в деле простраивания мира. География и культура народов, полноценные эльфийские языки, которые можно учить по учебникам, история, мифы и предания. В рамках этого огромного мира, полноценной реальности, ухитряются поместиться и сказка про хоббита, и героическое фэнтези-повествование ВК, и даже исторические предания Сильмариллиона, оформленные то ли под Библию, то ли под летопись, то ли под и то, и то вместе. По сути, его размах был огромен, поэтому у него в мире и нашлось место всем жанрам вместе.

URL
   

Записки странника

главная